Заброска на север
Виктор Титов в Курбулике |
Мыс Катунь в Чивыркуе |
Заправившись, мы поехали к берегу Баргузинского залива, посмотреть на погоду, в каком состоянии лёдовая поверхность в этом районе и есть ли альтернатива обычной дороге по косе в Чивыркуйский залив. А надумали мы проскочить другим вариантом: вокруг Нижнего Изголовья полуострова Святой Нос, выйти из Баргузинского залива на чистый лёд, пройти мимо Ушканьих островов, Верхнего Изголовья и дальше на север.
Видимость на берегу очень плохая, но есть следы машин рыбаков, уехавших перед нами утром. Двинулись тихонько через торосовое поле по пробитой в снегу и торосах колее. Долго ехали – 6 км, пока не выехали на ровный лёд. В этом году прибрежная часть залива забита торосами основательно. На льду многочисленные снежные надувы, в которых наша заднеприводная иномарка легко вязнет и садится на "брюхо". Блудили-блудили в снежном хороводе по чужим полузаметённым следам и упёрлись в становую трещину, идущую через весь залив к Нижнему Изголовью полуострова. Проехав несколько километров вдоль неё, нашли маркированный вехами расчищенный проход, потоптались по льду и спокойно стали переезжать. Неожиданно задние колёса проломили лёд, машина повисла на днище и багажнике. Вот это сюрприз, который мы точно не ожидали. Домкрат под днище не проходит, досок мы не взяли. Стоим в глубине огромного залива в непогоду, практически беспомощные. Всё же умудрились протиснуть с одной стороны домкрат, но он тоже продавил под собой ледовое крошево. Километрах в трёх сквозь пелену различима рыбачья камчатка с уазиком и палаткой. Напрашивается самое действенное решение в сложившейся ситуации – просить рыбаков выдернуть нашу машину тросом.
Дует ветер, быстро добраться до них поможет кайт. Переодеваюсь, запускаю большого змея и против ветра еду к ним. Забегая вперёд, замечу, что в этом походе я видел типичную реакцию встречавшихся мне людей. Вылезшие из палатки двое рыбаков аж ахнули от удивления, глядя на летающий, в тридцати метрах над головой, кайт: "Это что за ерундовина?"
Немного придя в себя после небольшого ликбеза, они быстро сообразили, что за беда привела меня к ним и не долго думая, стали заводить свой уазик.
– Садись, показывай дорогу
– Давайте лучше за мной, посмотрим, кто кого догонит
Развернувшись по ветру, я просто полетел обратно к трещине, сдерживая на снежных трамплинах прыть резвого змея. Уазик прилично отстал, следуя за красным маяком в небе...
Вызволение из ледового плена |
Увы, эта задачка тоже оказалась не так проста, как нам вначале казалась. Проехав по льду залива около 30 км к селу Максимиха, часто буксуя и откапываясь в снегу, мы вновь упёрлись в полосу прибрежных торосов. Основательно заметённый за день едва различимый проезд к берегу был для нас неразрешимой проблемой. Мы уговорили водителя другого подъехавшего с моря уазика, чтобы он пробил для нас колею в объезд мыса Крестового. Там, по его словам, был нормальный выезд...
Мистическое отступление
Ещё следуя ранним утром к Усть-Баргузину, мы остановились на берегу залива у небольшого деревца, повязанного многочисленными ленточками (залаа) – бурятский бурхан. Бросили здесь по монетке на удачу и поехали дальше. Всё это произошло как-то машинально, и я лишь отметил про себя – почему именно это, ничем особо не выделяющееся среди других деревце является священным?
К нашему удивлению, после целого дня мытарств мы выехали на берег у этого бурхана. Похоже, ни одних только нас Байкал отпустил в этом месте... Ночевали на лыжной базе в Усть-Баргузине.
Вдоль территории Забайкальского национального парка |
На подъездах к острову Голый Калтыгей |
Лохматый Калтыгей и Верхнее Изголовье |
Острова-киты Калтыгеи |
Дорога на Верхнюю Ангару, вдали Баргузинский хребет |
Проехали по территории забайкальского природного парка – позади остались заснеженные острова-киты Калтыгеи, стерегущие вход в Чивыркуйский залив. Постепенно, крутые береговые утёсы Чивыркуйских гольцов перешли в огромную впадину бухты Сосновка. Местность стала пологой, таёжной, горный хребет отошёл к востоку – здесь начинается южная граница Баргузинского заповедника, вдоль побережья которого мы ехали целый день. Мыс Валукан, посёлок Давша, мыс Кабаний... Своим видом, присущим большинству мысов северной и центральной части озера, он очень похож на профиль летящей птицы, которая вытянула вперёд голову с длинным клювом.
Незамерзающая речка Хакусы |
Зимовьё на речке Гуилга |
|
|
|
|
|
|
Николай Грабовский в Хакусах |
Мы побывали на самобытной байкальской рыбалке, там же в зимовье отведали налимьих деликатесов. Искупались в лечебных термальных источниках Дзелинда и Хакусы, были на Верхней Ангаре, познакомились с бытом коренных жителей села Байкальское и творческими людьми в Нижнеангарске.
В общем, эта незапланированная часть моего путешествия оказалась насыщенной и удачной.