По Байкалу с кайтом
Александр Токарев |
Немало народа ходило по нему разными способами: пешком, на лыжах, коньках, велосипедах, с использованием различного мототранспорта. Самыми интригующими лично для меня были несколько буерных экспедиций, т.к. буер подобно кайту для движения использует ветер.
Так сложилось, что уже вторую зиму подряд поход срывался из-за отказа в последний момент моих компаньонов, и я принял решение на этот раз действовать полностью самостоятельно. Можно привести много положительных и отрицательных доводов такого решения. Вот некоторые позитивные моменты, которыми я в данном случае руководствовался.
Технически я давно был готов к осуществлению этого проекта. Это надо было делать обязательно сейчас, т.к. зная свою натуру подобно перебродившему вину, замечательная идея может превратиться в уксус и стать безразличной.
Одиночный поход имеет немало плюсов – это свобода выбора тактики, темпа движения и главное – только ты ответственен за свои действия и ошибки.
На положительной чаше был немалый экспедиционный опыт и знание своих возможностей, хорошая экипировка, надёжная спутниковая связь и серьёзная кайтовая подготовка в байкальских условиях в течение трёх сезонов.
Открывалась новая страница путешествий по Байкалу. Совместными усилиями родилось название этой экспедиции – "Baikal Kite-Trophy 2004", которая в дальнейшем, надеюсь, перерастёт в традицию.
Тактический план
Прежде всего, надо определиться с оптимальным временем старта и направлением движения. А сделать это, поверьте, не так просто, т.к. Байкал протяжённо вытянут в меридианальном направлении. Эта особенность накладывает широтную специфику погоды в разных его частях, сопоставить кусочки этой пёстрой мозаики можно по-разному. Анализ пятилетней статистической метеоинформации, спутниковые снимки состояния поверхности и ряд других моментов склонили меня выбрать направление движения с севера на юг, стартовать из самой северной точки Байкала – устья реки Кичера. Самыми привлекательными моментами этого выбора был старт с попутным верховиком (северо-восточный продольный ветер северной части озера) в сторону дома и значительное количество снега до мыса Заворотный. По расстоянию этот отрезок около 180 км, или половина пути к Малому морю. Проскочить такой кусочек с попутным ветром очень заманчиво – снег скроет большинство ледовых торосов и ускорит движение на горных лыжах.Дальнейшая часть пути, от Заворотной к Малому морю, в это время обычно ледовая. В безветрие здесь помогут коньки, а при ветре реален отход к заснеженному восточному берегу. Оттуда можно выйти к северной точке Ольхона – мысу Хобой и двигаться маломорским проливом, или, в случае баргузина (северо-восточный продольный ветер центральной части) пройти вдоль острова Большим морем и далее на юг.
Предыдущий байкальский опыт показал, что лучше придерживаться полосы акватории прилегающей к западному берегу, где ветровая активность выше, особенно в дни действия поперечного северо-западного ветра и в солнечную штилевую погоду, когда можно рассчитывать на местную бризовку или горную. Спецификой всех байкальских ветров (продольных и поперечных) является их сложная прогнозируемость и непостоянство. Смена направления ветра может происходить по несколько раз в течение дня. Поперечным локальным ветрам западного побережья (горная) характерна дневная штормовая активность и кратковременность. Байкалу также присущи продолжительные штилевые периоды. Рассчитывать на чисто кайтовый многодневный поход в подобных условиях нереально, обязательно надо быть готовым к пешему, коньковому или иным альтернативным способам движения в безветрие.
Хочу обратить внимание ещё на одну серьёзную особенность Байкала – состояние ледовой поверхности в разные годы может сильно различаться. Бывают зимы, когда период замерзания сопровождается ветрами и неоднократным взламыванием ледовой корки. Это чревато различного рода обширными дефектами поверхности (торосы, нажимы, колобовник). Территории торошенного и даже твердейшего ровного льда для кайтинга проблематичны, о них желательно знать заранее, планируя нитку пути. Восточная прибрежная акватория обычно хорошо заснежена и менее ветренна, она в основном подвержена продольным ветрам.
Экспедиционный паровоз |
Протяжённость озера между самой северной (устье реки Кичера) и южной точками (посёлок Култук) около 650 км. Логично разбить эту дистанцию на две отдельные части приблизительно в середине озера (например, посёлок Хужир на острове Ольхон), где можно хорошо отдохнуть, пополнить запасы и в случае возможных проблем вернуться в цивилизацию.
Из-за малонаселённости территории промежуточные ночёвки возможны в палатке, прибрежных охотничьих зимовьях, нескольких базах и посёлках.
Общий вес необходимого снаряжения (горнолыжного, кайтового, бивачного, коньков, продуктов питания) составил около 40 кг. С точки зрения экономии сил при продолжительном движении с грузом, необходимо иметь скоростные нарты, на которые помещается всё снаряжение и буксируется сзади. Такие нарты из пары горных лыж и дюралевых труб были сделаны.
Классические японские горные лыжи для скоростного спуска Mizuno 213 см, зарекомендовавшие себя успешно в условиях байкальского снежно-ледового микста, и два французских кайта компании OZONE, Frenzy 04 и Razor (размером 12 и 4.5 кв. м), исключительно надёжных и перекрывающих большой ветровой диапазон, были выбраны в качестве основных движителей.