Мечты сбываются – человек может летать!
 
 

Рабочие частоты

  • 144 600 – основная;

  • 144 800 – резервная.

Не забудьте зарядить рацию и телефон!!!

И взять с собой тоже не забудьте!

Зимний кайтинг

В прокате имеются гоночно-фрирайдовые кайты Dune Rash ICE, площадью 4, 5 и 7 кв.м, трапеции с роликами.

Подробнее...

 

 

Михаил Фарих

"Только теперь, после пятидесяти, я понял, что состояние полета — одно из естественных состояний человеческого организма. Летать так же нормально, как ходить, лежать, плавать, сидеть… Только отчего-то большинство людей об этом не догадываются. Ходят, бегают, плавают, но не летают."

Почитать

 

Обсуждение статей и новостей

25.05.2017 00:57 ivan

Сделал небольшой ролик по мотивам прошедших соревнований: https://vimeo.com/218819153 всем спортсменам, еще раз респект и уважуха! :)

28.04.2017 09:04 single flyer

документ, удостоверяющий личность; действующее свидетельство пилота СВС или летную книжку; формуляр СВС (при наличии); спортивный паспорт или зачетную классификационную книжку спортсмена; подтверждение медицинского освидетельствования; договоры о страховании:...

17.04.2017 12:54 ivan

Всем спортсменам – респект и уважуха за участие! :) ждем фото\видео материалы.

11.04.2017 08:20 Romka

Добрый день иркутским летающим! Делегация бурятов пара и мото планеристов направляется к вам Ориентировочно 6 чел. Будем на собрании вечером зпт, До связи тчк

 

 

Наши друзья

www.paraplan.ru

www.angara.net

 

Дилер в Иркутске:
Негрий Оксана
Тел: +79832480092

 

 


Вслед за весной

Байкал! Как много в этом слове для сердца кайтера... Да и не только у кайтера, но и у любого путешественника сердце начинает биться быстрее при слове «Байкал».

Байкал ходили пешком и на лыжах, на велосипедах и яхтах, на машинах и на коньках, да на чем только не ходили. А вот на кайтах, ТОЛЬКО на кайтах - нет.

Сибирский антициклон. Безветрие. Миссия невыполнима. Чистого кайтинга не получится. Только пополам с хренайтингом, когда не ты едешь на кайте, а кайт - на тебе. Я от хренайтинга зарекался еще на Имандре, на Ладоге, на Онеге, на Балхаше.

Но ради Байкала... Какое правило без исключений? Байкал - не просто Большое Озеро. Байкал- это Байкал. Это Красота и Сила. Я хочу его увидеть. Я хочу его пройти. Я готов истязать себя его километрами, его безветрием, его торосами и трещинами. Я готов тащить неподъемный груз на санках-волокуше, сбивать ноги и ночевать в палатке на льду, вспоминая туристскую молодость.

Но! Все же я надеюсь на чудо. Мне много не надо. Пусть задует хоть чуть-чуть. И тода я расправлю крылья и понесусь по его ледяным просторам в 3-5-10 раз быстрее пешехода, превращая тяжелый труд в приятную прогулку на фоне фантастических пейзажей. Мечты...

План прост. Пройти весь Байкал с юга на север из Култука в Северобайкальск. 650 км за 10-14 дней. Минимальный дневной переход – 50 км. Есть ветер – на горных лыжах под кайтом, нет ветра – на коньках или пешком.

 
 Старт в Култуке. Довезла нас Ира Токарева. К старту горовы: Андрей Собетов, Олег Шагов, Александр Токарев. Впереди 650 км Байкальского льда и 10 дней отпуска.
Идем автономно. Палатки, газ, еду, все вещи везем на волокушах, 40-50 кг груза на человека. Команда три человека: Александр Токарев (Иркутск), Олег Шагов (СПБ), Андрей Собетов (СПБ).

Александр –душа и мотор нашего похода. Он прекрасно знает Байкал, в январе в два приема уже прошел все озеро на коньках, делая 60- 90 км в день по гладкому льду.

Потом на этот лед лег снег. Теперь снег почти весь растаял и есть надежда, что мы тоже сможем использовать коньки.

Мы стартуем 4 апреля когда растаял снег на юге озера и частично обрушились торосы. Идея такова – двигаться на север вслед за весной, имея наилучшую поверхность, не входя в зону снега, но и не задерживаясь, в преддверии таяния льда и открытия трещин.

Итак, с весенним фронтом – на север!

Выходим из Култука 3 апреля. Идем пешком 7 км по свежим лужам на льду. Ночуем на базе альпинистов в Ангасолке. Это предстарт. Завтра старт и первый ходовой день.

Мы полны сил и надежд. Мы на Байкале! Горы! Закат! Ночные огни Слюдянки на том берегу. Красота! Ужинаем закупленным в Култуке омулем и ложимся спать.

День первый. 4.04

Ночью вода на льду замерзла, схватилась куриной лапкой. Безветрие. Солнце. Снежные горы Хамар-Дабана на восточном берегу. Мосты и туннели кругобайкалской жд на нашем, западном берегу.

 
 
 
 
 
 
 За ночь лужи схватились куриной лапкой. Не лучший вариант для коньков, но идти можно.
 Идем на коньках. Утом есть часа три пока лед не размяк под неистовым солнцем.. Температура днем до 15 градусов. Жарко!
 Горы Хамар-Дабана
 Идем под западным берегом вдоль Кругобайкальской железной дороги
Убегая от весны. Лужи от растаявшего вчера снега. Мы идем вслед за теплой волной обнажающей лед. 4 апреля. Ни днем раньше, ни днем позже.  
Едем на кайте. К сожалению часто бывает безветрие, а в остальные дни штормовые ветра.

Надеваем коньки, лыжные палки в руки и, - вперед! Я никогда до этого не ходил на коньках. Осваиваю технику на ходу.

Саша оторвался вперед, мы с Олегом пыхтим сзади. Жарко, +15, а может и больше. В Иркутске, говорят выше 20 градусов было.

Слепящее солнце сверху, отражение лучей снизу. Горячая ледяная пустыня. Жажда! Все время хочется пить. Три часа непривычной нагрузки, и я уже никакой. Ноги забиты. Ступни вывернуты. А надо пройти 12 часов. И завтра, и потом. Надо хотя бы дотерпеть еще 3 часа до обеда.

А лед под солнцем размяк. Теперь идти на коньках мученье. Выигрыша скорости почти нет, а энергии тратится много. Но Саша (вот монстр! ) идет все увеличивая разрыв, и мы с Олегом тащимся за ним.

Черт! Когда же прекратится эта пытка?! Когда же он остановится на отдых?! Наконец-то встал! Обед! Отдых!

Срываем с ног ненавистные колодки. Блаженство! Воды в термосах не хватает. Пьем байкальсую воду из трещин. У меня из-за потери соли начинаются спазмы мышц. Привычное дело. Добавляю соль в воду. Теперь порядок.

После обеда мы с Олегом идем пешком. Саша на коньках отрывается вперед. Олег неожиданно переходит на бег, догоняет Сашу и бежит с ним вровень. Зачем он это делает?!

Постепенно они уходят от меня все дальше: конькобежец и бегун в бахиллах с калошами, надетых на кроссовки и волокушей на веревочке. Надолго ли его хватит? Забавная ситуация. Я продолжаю размеренно идти пешком. Рваный темп ни к чему хорошему не приводит.

Олег тренировался к этому походу целый год. Бегал каждый день по 10 км, сбросил 20 кг веса. Теперь, говорит, бег стал для него привычным делом. Ну, дай Бог.

Впереди на льду какой-то табор. Машины, домики. Какие-то сети в прорубь опускают. Рыбаки? Нет, ученые. Ловись нейтрино большие и маленькие.

 
 Ловля нейтрино. А берега в дыму, потому что местные поджигают - "чтобы лучше росла трава и от клеща"

Олег с Сашей уже здесь. Рабочие нейтринной станции напоили нас чаем, о, блаженство!

Над нашим берегом тянутся дымы. Горит трава. Местные поджигают, - «чтобы лучше расла трава и от клеща». Горы окрашиваются в розовые закатные тона. Красиво!

Идем все вместе пешком к берегу на базу Уланово. Просимся на ночлег. Прошли за день 50 км. Удивительно, но еще есть силы походить по берегу, пофотать. Я рад, что коньки меня не доконали, думал будет хуже. Но это только первый день. Эх, задул бы завтра ветер.

День второй. 5.04

Сегодня цель – мыс Кадильный в 50 км по маршруту. Начали опять на коньках. По дороге втретили лыжников. Лихо они налегке на беговухах шпарят. Гораздо быстрее нас. Нас волокуши сильно тормозят. При каждом коньковом шаге в сторону вихляют, боком встать норовят, назад дергают. Снежные пятна нам обходить приходится все время, куриная лапка под нами проваливается. Наверное лыжи для такого покрытия практичнее. Только канты металлические надо.

Прошли 25 км до Листвянки – злачного места на Байкале. Отели, туристы, цивилизация. Саша при выходе на берег провалился в трещину, подмок. Но солнце шпарит – высох.

Поели плова в местном шалмане, съэкономили время и газ на обеде.

 
 Через трещину
После Листвянки трещины-надвиги пошли широкие. Через одну переправились и слабый ветерок задул.

Ну, давай, родимый! Наконец-то!

Достали кайты. Большой размер. У меня планочный «Экстази» 10 от «ПАРААВИС». У Саши «Озон», у Олега «Эльф».

Подняли, поехали! Все хорошо, только торосов много. Лабиринт какой-то. Не разгонишься. Кайт - в зенит, и медленно искать проходы в минных полях.

Держусь за Сашей, Олег сзади. Ветер усиливается.

На очередном галсе в торосах волокуша, переворачивается. Кладу кайт, выправляю волокушу.

Впереди, очерченная линией вздыбленных торосов и темными пятнами открытой воды, большая трещина-надвиг. Ситуация мне не нравится. С парковкой большого планочного кайта есть проблемы и я не очень уверенно себя чувствую с ним в торосах.

Меняю кайт на привычную ручечную четверку Инфинити с более короткими стропами. Еду вдоль трещины. Ребята уже

 
 Вперед, пока дует ветер! Инфинити 4 поможет мне сегодня добраться до красивейшей бухты Песчаной
на той стороне. Пока я менял кайт они ушли далеко вперед. Черт! Как же они переправились туда?! Следов на льду не видно. Буду искать место сам. Ничего похожего на переправу. Везде угрожающе плещется вода и вздымается торос. С разбега не переедешь. А может рискнуть ? Разогнаться на скорости, и... Саша говорит, вместе кайтом переезжает. А если волокуша зацепится, а если лыжи под воду уйдут? Еду и еду поперек маршрута, а трещина все не кончается. Через весь Байкал она что ли идет?

Все уже за горизонт уехали. Один я сзади остался. Тоска. Надо решаться.

Вот вроде узкое место и хлипкий снежный мостик до половины воды идет. Сворачиваю кайт. Отстегиваюсь от волокуши и не снимая лыж пытаюсь перейти на ту сторону.

Шаг, шаг, еще шаг. Лыжи начинают погружаться в снежно-водяную кашу все глубже. Проклятье! Я не чувтвую под собой твердой поверхности. Что там внизу, лед или темная бездна Байкала?

Я погружаюсь все быстрее вода залила горнолыжные ботинки и мне не вытащить ноги с лыжами из этого болота. Похоже я сползаю в трещину по нижней наклонной льдине надвига. Падаю на живот и изо всей силы выдирая ноги с лыжами ползу, ползу вперед.

Есть. Вылез. Весь мокрый. Но вылез. Ура! В ботинках плещется вода, левый бок мокрый, но я еду дальше, обсыхая на ветру и солнце.

Еду не долго. До очередной трещины. А сколько их еще будет. Но теперь я поступаю по другому. Переправляюсь вместе с волокушей, используя ее плавучесть, сижу верхом, гребу ногами, главное, чтобы не перевернулась.

А потом прижимаюсь к берегу и иду вдоль него. А тут и ветер кончается.

Я у деревни Большие Коты. Звоню ребятам по телефону. Они в 5 км мористее и тоже без ветра. Надо пройти 10 км до мыса Кадильного до запланированной ночевки.

Иду пешком по вечернему Байкалу, под самым берегом, наслаждаюсь видами. Скалы, льды, сосны, живописные утесы и бухточки проплывают мимо меня. Физически не напряжно. Автослед и несколько встречных машин вселяют надежду на надежность пути.

В одном месте прижим. Торосы выжимают дорогу на песчаные пляжи берега. Ищу обходы, но мощная трещина и разводья не позволяют обойти этот участок мористее. Разгружаю волокушу, перетаскиваю груз в несколько приемов по берегу и снова на лед. Но время потерял.

 
Сегодня ночуем здесь. Зимовье на мысе Кадильном. Печка есть, баня есть. Отлично!
Прихожу на Кадильный в сумерках. Ребята уже здесь. Ужин, баня, ночлег в теплой избе, зарядка аккумуляторов для фотоаппарата от ветряка, просушка мокрой одежды и ботинок. Хозяева заимки, хорошие Сашины знакомые, весьма гостеприимны.

Сегодня наш первый кайтдень! Проехали 15 км. Немного, но приятно. На коньках прошли 25, пешком 10. Итого норма – 50.

Ну, за то чтобы было больше ветра! Распиваем за это бутылочку красного, закупленного в Листвянке.

День третий. 6. 04

Цель - Сенная бухта рядом со знаменитой Песчаной. 52 км. С утра, как всегда коньки. 18 км. Мимо лесистых берегов, мимо речных выносов близ поселка Большого Голоустного. Горы все растут и красивеют.

А вот и долгожданный ветер! Как-то резко засвежело. Народ думает какой кайт брать. А я сразу беру четверку. Может попутный ветер и слабоват, но под лыжами не снег, а лед, а вокруг трещины и торосы.

Поднимаю кайт первым. Поехали! Не шибко быстро, но мне быстро и не надо, мне надо надежно.

Кручу кайтом, хотя моей волокуше это не нравится, дергает это ее. Частые смены галсов в узких поля среди торосов волокуша тоже не приветствует – улетает вбок, того и гляди перевернется. Но едем. Едем! Едем, а не мучаемся обливаясь потом на коньках.

Берега медленно уползают назад, вселяя надежду. Каждый пройденный под кайтом километр облегчит сегодня мою участь. Это отлично знают мои ноги и руки, моя спина и все мои мозоли.

Вперед, вперед! Только бы не стих ветер, только бы подул сегодня подольше!

А вот торосов здесь многовато. Прижали меня к берегу торосы и трещины. Мористее, вроде, их меньше. Сворачиваю кайт, переправляюсь через трещину и вновь раскладываюсь.

А вот и Саша меня догнал. Олег где-то сзади. Каждый ищет в торосах свой путь. Каждый идет своим темпом.

Встретимся на точке. Точки забиты в Джи-Пи-Эс, да и без него все понятно.

Еду дальше. Солнце, ветер, прекрасные берега Байкала, - что еще надо?!

На горизонте нарисовались и стали медленно приближаться характерные мысы, похоже это наша цель. Сердце забилось быстрее. Я не в силах поверить. Неужели это она, - знаменитая бухта Песчаная, красивейше место Байкала. Неужели я вот так просто подкачу к ней на кайте?

Да! Это место ни с чем не спутаешь, даже если ты видел его только на картинках. Вот скала –остров Бакланий камень, над которым вьются-кричат чайки. Вот мысы Малый и Большой Колокольные. Вот желтое песчаное пятно на зеленом сосновом берегу – сама бухта. Я здесь! Сбылась мечта!

 
 
 
 
 
 
 Мыс Малый Колокольный в Бухте Песчаной - одно из самых живописных мест Байкала
 Преодоление трещины у бухты Песчаной и мыса Большого Колокольного
Сосновые леса над Бухтой Песчаной  
 Почти Крым
 Пески и скалы Песчаной бухты
 Приятное местечко
Хочу подъехать к самому берегу. Не тут-то было. Кайт складывается и опадает в безветрии.

Ладно. Достаю бинокль, осматриваю окресности. Вижу Сашу, ближе к берегу. Ага! Он тоже сидит без ветра. Может полоса? Может, мористее дует?

А вот Олег показался, едет к нам, но не доезжаяя метров 500 до меня его кайт тоже падает.

Время обеденное. Мы с Сашей выходим на берег в маленькую уютную бухточку под мысом Малый Колокольный. Олег остается на льду, занимается своим снаряжением.

Получается великолепная полудневка!

Лазаем с Сашей по скалам и гротам, фотографируя прекрасные виды. Место чем-то напоминает мой любимый Крым: горы, сосны, скалы обрываются в море. Обожаю! Только на берегу песок, а в море лед.

Это Байкал! Уникальное и изумительное место! И главное – никаких людей, никаких туристов. А летом здесь столпотворение, мусор. Глубже в лесу и сейчас видны следы варварских стоянок.

На ту сторону скалы, в саму Песчаную мы не пойдем, там лают собаки на турбазе, там охрана, высокие цены. Мы идем

 
 
 Уже видно зимовье в Сенной бухте . Наша третья ночевка. Там нас ждут теплая изба, сохатина, омуль.
 Вечер в Сенной бухте
дальше, 3 км до Сенной бухты, и останавливаемся на ночлег у рыбаков в избушке.

Нас угощают омулем и сохатиной. Наевшись до отвала мяса и жарко натопив печь ложимся спать.

Пройдено 52 км. Из них большая часть на кайте. Отличный день!

День четвертый. 7.04

Цель – мыс Крестовский. 63 км.

 
 Сине-зеленые торосы у мыса Крестовский. Таков сегодня цвет неба, предвещающего штормовой ветер.
Много. Решаем выйти утром на 2 часа раньше. Подъем не в 6, как обычно, а в 4 утра. Лед не для конька, рыхловат. Идем пешком. Медленно, но не напряжно.

Проходим за 10 часов 40 км. По дороге часто видим нерпу у промоин. Близко не подпускает, ныряет в воду.

Во второй половине дня задул ветер. Встречный. Поначалу слабый. Поехали. Я на десятке Экстази. Ребята тоже на самых больших.

Ветер странный. То стихнет, то раздует. Один галс быстрее, другой медленнее. Да еще какие-то полосы затиший. Несколько раз я думал, что вот сейчас все кончится и ехал к берегу. Ан нет, под вечер стало, наоборот, раздувать. Пришлось триммероваться – тягу сбрасывать.

Ну, Экстази – не подведи, давай, сбрасывай, сбрасывай тягу! Ветер –то уже ого-го!

И Экстази не подвел. На двух триммерах офигенно тягу сбросил! Я бы, может и на четверке уже ехать не рискнул, а на этой десятке еду! Супер!

Вот уже и мыс наш показался. Токарев где-то впереди, Олег сзади. Где тут причаливать? Где Саша? Где жилье?

Вроде в бухте что-то виднеется. Зрение у меня не ахти. Надо бы бинокль достать. Но ветер сильный и торосы и трещины рядом. К ним лучше не приближаться. Как остановиться и кайт положить?

Проблема с парковкой. Кайт на край ветрового окна, но его быстро тащит ветром по льду и меня за ним. Как остановиться на льду в сильный ветер? Не могу ничего придумать, кроме как, намотать пару крайних строп на бар.

Кайт полощет по ветру, тяга пропадает и я мотаю на бар все стропы. Но при этом кайт хаотически крутится и путает стропы. Ладно, распутаю потом. Сейчас главное -безопасно остановиться.

Достаю бинокль. Ага, вижу Сашу у берега. Иду к нему. Связи нет, до Олега не дозвониться. Саша видел как он шел пешком. Но 20 км после 40? Дойдет уже ночью. До жилья нам 3 км. Но надо дождаться Олега здесь.

Ставим палатку на берегу. Светим фонариками с мыса. Видим ответный огонек. Идет. На коньках. На удивление быстро дошел. К 10 вечера. «Жить захочешь – не так раскорячишься».

- Почему не ехал на кайтах?

- Говно у меня кайты, в лавировку не идут. Вы вперед, а я на одном месте езжу.

- А если завтра придется 100 км на кайтах идти, что делать будешь?

- Сойду в МРС.

Такие дела. Олегу конечно пришлось нелегко. Пройти 60 км пешком и на коньках, это многовато. Ладно, сегодня ночуем в палатке. А утро вечера мудренее.

День пятый. 8.04

Цель МРС (Маломорская рыболовецкая станция) напротив острова Ольхон. Там цивилизация, турбазы, дорога в Иркутск. 54- 60 км.

Непогода. Впервые с утра не солнце а валы облаков – предвестники сильного ветра. Вышли на коньках.

Олег пьет воду из трещин уже с утра. Плохой признак.

 
 Величественные мраморные колонны мыса Саган-Заба. Здесь находится древнее шаманское святилище с наскальными рисунками - петроглифами. Это одно из культовых мест Байкала.
Вскоре дошли до мыса Саган-Заба – одного из культовых мест Байкала. Мрамор, петроглифы, шаманское святилище. Супер!

 
 Петроглифы Саган-Забы. Лебеди и всадник на лошади
Пофотографировали. Жаль освещение никакое.

Серое небо, собираются облака. Ветер сильный, порывистый с берега, поперек озера. Мы под скалами в роторе.

Вышли чуть мористее. Я взял Винни тройку с 10-м стропами. Поехал первым.

Ну и рванина! Ну и турбула! Но мой чудесный Винни - настоящая палочка-выручалочка! Маленький, толстенький, короткостропный – то что надо! А среди торосов просто незаменим. От берега отъехал и понесся!

Дождь пошел. Лужи под ногами. Брызги по колено. В ботинках вода. Ну и черт с ней. У меня сухие ботинки и носки есть. Лишь бы они в рюкзаке не намокли.

Но надувная волокуша рулит! Плывет – глиссирует поверх воды!

Проверил рюкзак, все сухо! Отлично!

Но ветер- зараза! Что делает! То стихает так, что я останавливаюсь и о замене кайта думаю, то снова раздувает. Правда все реже раздувает.

Меняю кайт на четверку. Поехал.

Снова раздуло, дернуло, стропу с узла сорвало. Крутит, крутит вертолетом. Нет сил держать. Отпустил. Смотрю оторопело как улетает мой кайт все дальше. Но нет, за торосы зацепился. Вот и от торосов польза есть.

Саша, подъехал, помог стропы распутать. Дальше поехали.

 
 Малое море! Ольхон! Наконец-то, на 5-й день, мы дошли до тебя! Олег сходит, мы с Сашей идем дальше.
А вокруг горы уже другие. Безлесые. Тажеранская степь. И Ольхон уже рядом. С какой стороны пойдем? Мы решили в МРС на Малое море и к Западному берегу. Там люди, дорога, цивилизация. А восточный берег Ольхона – дикий.

Торосы, торосы. Лабиринт. Но уже близки Ворота. Вход в Малое море – пролив между материком и Ольхоном. Ветер стихает. Проходим с Сашей трещину у Ворот и входим в Малое море пешком.

Вечер. Закат. Усталые но довольные бредем по Малому морю. Красивые берега. Ольхон, мыс Кобылья голова, скалы, наплески.

 
 Лестница на МРС (Маломорскую рыболовецкую станцию). Ох, и не легко туда подниматься со всем нашим грузом!
На турбазу, где нас уже ждут, надо по длиннющей деревянной лестнице по скалам подниматься.

Тяжко. Но надо сделать последнее усилие. Переносим вещи в три этапа.

Олег приходит уже в темноте. Борщ, омуль, баня, пиво. Отдых.

День шестой. 9.04

Олег сходит. Он уезжает на маршрутке в Иркутск.

Я беру его алюминиевые лыжные палки. У моих карбоновых выломался наконечник. Мы продолжаем путь с Сашей вдвоем.

Эх, хорошо бы пройти Малое море за день, - мечтательно говорит он. Если ветер будет - пройдем до Замы (63 км), а если нет, то только до Хужира (35км). Это, если ориентироваться на теплые ночевки в избах.

Идем пару километров пешком до мыса Кобылья голова.

А вот и ветер! Что-то рано он сегодня. Верховик. Т.е. с севера, нам встречный. Ну и ладно. Пошли в лавировку от берега до берега зигзагами неспешно.

Зато посмотрели все Малое море, все острова, мысы и скалы! Очень красивый день получился. Просто шикарный. Саша умудрялся фотографировать на ходу. Скалы, чайки, кайты.

Я подъехал к самому Бурхану в Хужире, где у нас была забита промежуточная точка. Полюбовался на эту скалу – главное шаманское святилище Байкала, одну из девяти святынь Азии. Повспоминал, как катались мы здесь по гладкому льду в феврале 2002-го. И снова вперед и дальше, дальше к самой Заме.

А у скалистого мыса перед Замой меня уже Саша поджидает. Пофотались. И к избушке на ночлег. Сегодня прошли много 63 км. И не устали. Потому что на кайтах ехали. И время вечером есть. И силы. Стропы распутать, погулять, пофотографировать.

 
 Зама. Закат
 
 Восход луны над Ольхоном
Прекрасный закат. Полная луна восходит над Ольхоном. Красотища! В зимовье тепло. Слабосольный омуль, водочка. Настроение отличное. Если так дальше пойдет, то весь Байкал пройдем.

День седьмой. 10.04

Облом. Безветрие. Коньки. Ледяная ноголомня.

У Саши болит нога при ходьбе, пех он не любит, он предпочитает идти на коньках по любой поверхности.

Я тоже пытаюсь, но лишь подворачиваю левую ногу. Кажется небольшое растяжение голеностопа. Терплю. Но все же приходится перейти с коньков на шаг.

А ветер так и не задул. Топаем пешком все 53 км до Онхолоя, где главный кордон Байкало-Ленского заповедника. На волокуше у меня перетираеются нитки и отваливается один полоз. Второй тоже наполовину отвалился. И у Саши один полоз начал отходить.

Плохо. Но ничего удивительного. Волокуши уже прошли 400 км по ледяному наждаку и торосам. Ресурс их не вечен и кажется, конец близок. Сколько выдержат они без полозьев? Ткань на днище волокуш типа Совтрансавто, с виду прочная, скользкая, потертостей на ней не видно. Может и без полозьев пойдет?

 
 Байкало-ленский заповедник. На обратных склонах этих гор берет начало великая сибирская река Лена
Под самый вечер, сильно уставшие доходим до кордона Онхолой. Разрешения на посещение заповедника у нас нет и на берег нам, строго говоря, выходить нельзя. Но мы «терпим аварию», а завтра снова уйдем на лед и нас пускают переночевать в теплый вагончик.

На ужин стандарт – «Четыре хвоста» (порция на человека) - малосольный омуль, практически сырой. Вкусно.

Погода портится. Получено штормовое предупреждение. Ночью наш вагончик стонет под ударами ветра с гор. Рыбаки, буксировавшие на УАЗике сборный рыбацкий домик и застигнутые штормом на льду вынуждены были бросить его. И натерпелись страха. Домик унесло в море на 7 км. Даже машину, стоящую боком, тащило по льду ветром. Сорванную с головы меховую шапку не могли догнать на скорости 80 км /ч.

Да, хорошо, что мы не в палатке на льду ночуем. Таков Байкал. То безветрие, то ураган с гор. Редко он балует нас ровным продольным ветром.

День восьмой. 11.04

Перед рассветом еще шумели лиственницы, а к утру ветер стих до нуля. Идем пешком 10 км до Мыса Рытый.

 
 Мыс Рытый - мистическое и зловещее место
Это мистическое место Байкала. По бурятским преданиям здесь живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветра. Низкий мыс представляет собой конус выноса реки Риты весь изрытый селевыми потоками, оврагами, пересохшими рукавами реки и утыкан глыбами и валунами. Для бурят это священное и запретное для посещения место. Даже если сюда забредает скот, никто не решается выгнать его оттуда, ведь он стал достоянием Тэнгри и его сыновей, которые ревностно охраняют вход в ущелье.

По современной версии это аномальная геопатогенная зона. Плохое, зловещее место, где с человеком случаются всякие неприятности.

Несколько экспедиций пытались найти ключ к загадкам Рытого, но так и не смогли.

Ладно, не будем тут задерживаться. Тем более, что и ветерок слабенький подул. Берем большие кайты и пробуем ехать.

Но, лишь мучаемся в порывах от нуля до полутора метров в секунду. Вот мой Экстази безвольно провисает и падает в торосы. Чертыхаясь, выпутываю тоненькие стропы, зацепившиеся за множество льдинок. Опять унылое безветрие.

И вдруг...О, Боже! Неведомая сила выдергивает Сашу в небо и бросает об лед. Чудовищный порыв ветра, взявшийся ниоткуда тащит его прямо на торосы. Он сбрасыват тягу кайта до минимума, но не тут-то было. Его, лежащего на животе протаскивает через первую линию торосов и несет на вторую. Одна лыжа отстегнулась, перевернутая волокуша бьется сзади.

Наконец, его кайт влетает в торосы и гаснет. Саша встает на ноги. Живой. Удивительно, но травм нет. Это при том, что в волокуше помяло металлическую кастрюлю и газовый баллон!

Порыв прошел и снова наступило безветрие. Но что это было? Мощный термик сошел? Смерч? Ни до, ни после мы такого не встречали. Только у Рытого. Вот и не верь после этого во всякую чертовщину. Похоже, Рытый дал нам мощный пинок под зад. Идите, ребята, идите, здесь не задерживайтесь.

Теперь мы идем пешком, радуясь, что все закончилось без последствий.

Среди снежных гор Байкальского хребта выделяется вершина Елбырь (1895м). За хребтом всего в 8 км от берега Байкала – исток великой сибирской реки Лены.

Справа, посреди Байкала хорошо виден большой Ушканий остров. За ним снежные вершины полуострова Святой нос на восточном берегу. Прямо перед нами просторы Северного Байкала.

Эх, дунул бы ветер.

Несколько раз, вроде, что–то начинает задувать, но стоит нам поднять кайты, как все кончается. В результате теряем много времени на переодеваниях и перепаковках рюкзаков. Лучше бы просто шли, не поддаваясь на провокации. А так мы прошли к вечеру только 32км и оказались у метеостанции Солнечная – последнем очаге цивилизации на нашем пути.

Уже у самого берега чувствую резко возросшее сопротивление волокуши. Так и есть – протерлось днище, лопнула камера. Все. Приехали.

Перед нами мыс с веселым названием «Покойники». Хорошенький денек.

Итак, на Рытом нас чуть не зарыло. А окончательно все закончилось на Покойниках. Как Лислопурж не могу удержаться.

Сидим в избе. Наливаем водку Налейкину Анатолию Павловичу, начальнику метеостанции и просто хорошему

 
 Налейкин Анатолий Павлович приютил нас на метеостанции Солнечная в Байкало Ленском заповеднике. Спасибо ему за это. Но как же нам теперь выбраться отсюда?
человеку. А он потчует нас рассказами о нелегком житье-бытье в этой заповедной глухомани, - медведи совсем обнаглели. К самому дому подходят. Только лошадь завел, сразу пропала. Через день уже пахнет. Медведь задрал и недалеко прикопал. Они тухлятинку любят. А разрешение на отстрел этого медведя пришлось аж в Москве запрашивать. Скотину, говорят в вольерах держите, пастись в заповедник не выпускайте.

Да, еще одно название этого места – «Берег бурых медведей». Скоро они проснутся, и голодные выйдут на берег, лизать камни, облепленные мелкой живностью. Ну, и не откажутся, конечно, прикопать кого-нибудь покрупнее. Например, шарящихся по окрестностям двух придурков-туристов.

Волки тоже требуют своей доли. Вот, на берегу, у прижима, следы волчьей засады. Кусок шкуры, кости, череп, навоз – все что осталось от коровы. А у меня в кармане только перочинный ножик. И разрешения на его применение из Москвы нету. Как-то сразу неуютно стало.

День девятый. 12.04

Метеостанция. Полудневка. Ремонт.

Саша пришивает полозья к своей волокуше. Я пытаюсь сделать импровизированную волокушу из подсобных средств – лыж, палок, веревки. Вперед мы с таким снаряжением двигаться не можем. Надо возвращаться назад в цивилизацию, в Иркутск.

 
 Началось! Пошли мощные трещины. Машины перестали ходить по льду, уменьшая наши шансы выбраться из этой глухомани.
Но и это не просто. Весна нас догнала. Как раз сегодня раскрылись широкие трещины и по льду перестали ходить машины. На берегу здесь дороги нет. Ближайшая автоколея для полноприводных машин начинается в Онхолое. Надо вернуться туда и ждать оказии «на материк».

Итак, идем пешком обратно 32 км. По дороге рабочие заповедника, строющие новый кордон на мысу Шартлай угощают нас шашлыком из нерпы. Сало и печень. Очень вкусно. Рыбой совсем не пахнет. Напоминает свинину.

К вечеру приходим на кордон. Машина в Иркутск пойдет через два дня. Отлично. Можно расслабиться и ждать.

Пора подводить итоги

Пройдено 420 км туда и 30 обратно. Итого 450 за 9 дней. На кайте 40 %, остальное на коньках и пешком. Еще 4 дня таким темпом, и Байкал был бы пройден.

Силы были, а вот снаряжению в нашей авантюре надо было уделить больше внимания.

Но я доволен. Это было фантастическое приключение. Сбылась мечта – я увидел самые красивые места Байкала, и эти впечатления навсегда останутся со мной.

Андрей Собетов, апрель 2009
http://paragliding.spb.ru/kait/data/ic_kait/52/

Веб-страница создана: 13.05.2009, изменена: 23.06.2017
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.