Мечты сбываются – человек может летать!
 
 

Рабочие частоты

  • 144 600 – основная;

  • 144 800 – резервная.

Не забудьте зарядить рацию и телефон!!!

И взять с собой тоже не забудьте!

Зимний кайтинг

В прокате имеются гоночно-фрирайдовые кайты Dune Rash ICE, площадью 4, 5 и 7 кв.м, трапеции с роликами.

Подробнее...

 

 

Михаил Фарих

"Только теперь, после пятидесяти, я понял, что состояние полета — одно из естественных состояний человеческого организма. Летать так же нормально, как ходить, лежать, плавать, сидеть… Только отчего-то большинство людей об этом не догадываются. Ходят, бегают, плавают, но не летают."

Почитать

 

Обсуждение статей и новостей

25.05.2017 00:57 ivan

Сделал небольшой ролик по мотивам прошедших соревнований: https://vimeo.com/218819153 всем спортсменам, еще раз респект и уважуха! :)

28.04.2017 09:04 single flyer

документ, удостоверяющий личность; действующее свидетельство пилота СВС или летную книжку; формуляр СВС (при наличии); спортивный паспорт или зачетную классификационную книжку спортсмена; подтверждение медицинского освидетельствования; договоры о страховании:...

17.04.2017 12:54 ivan

Всем спортсменам – респект и уважуха за участие! :) ждем фото\видео материалы.

11.04.2017 08:20 Romka

Добрый день иркутским летающим! Делегация бурятов пара и мото планеристов направляется к вам Ориентировочно 6 чел. Будем на собрании вечером зпт, До связи тчк

 

 

Наши друзья

www.paraplan.ru

www.angara.net

 

Дилер в Иркутске:
Негрий Оксана
Тел: +79832480092

 

 


Мечты сбываются

Рано или поздно всё равно это должно было произойти, я уверен. Человек существо мнительное, часто действующее стереотипно, но порой, кажущиеся неожиданными открытия, позволяют ему по-иному взглянуть на прежнее положение вещей и подняться на новый уровень своего развития.

Радость которую я испытал, спускаясь вниз на родную землю после 30-ти минутного полёта к облакам, сложно передать словами. Иной опытный пилот СЛА прочитав мой рассказ, наверняка просто улыбнётся, возможно, вспомнив при этом свой первый незабываемый термический полёт.

Для меня он уже не был первым, дело было в другом. Подобные ощущения сходны с теми, что испытывает альпинист первым ступивший на неизведанную трудную вершину. Он уже не новичок, просто точка, куда он поднялся, никем до сих пор не была достигнута, а многие вообще не верили в реальность осуществления этого. Чувство первопроходца окрыляет человека ещё в большей степени, при этом не важно в какой именно земной деятельности он совершенствуется.

Небольшая справка

Подобно традиции телефильма "Ирония судьбы", когда друзья собираются вместе в канун Нового года в бане, у нас в приангарье тоже существует подобная среди пилотов СЛА.

Правда это происходит 1 мая и не в бане, а на родном пара-дельтадроме Усть-Орда, что в 70 км от Иркутска.

Весеннее солнышко, часто со снежком в этот день, обычно хороший динамик или термодинамик на любимой холмистой гряде, небольшая тусовка пилотов дельт и парапланов, а также приглашённых сочувствующих друзей.

Традиция, привитая нашими пионерами дельтапланеризма, пошла уже давно. Кое-кто из "старой гвардии", обычно живя в это время несколько дней под горкой в палатках, вспоминает у костра за рюмкой "чая" дела минувших дней.

В течение пяти лет, как я влился в это крылатое сообщество, не раз приходилось слышать истории о попытках высоко улететь в этом месте и довольно устойчивом мнении "старожилов", что большего, чем простые динамические и слабые термодинамические полёты над нашей пятидесятиметровой грядой вряд ли удастся выжать. Давние истории-легенды о наборах на дельтах около четырёхсот метров Владимиром Тумановым и другими пилотами на южном вспаханном в те времена старте, каждый год обрастали в пересказах новыми подробностями и приукрасами, но и не более того.

Аргументированные доводы о невозможности высоких полётов в Усть-Орде муссировались хоть и не часто, но капля за каплей внедрялись в сознание появившихся в наших краях "зелёных" парапланеристов.

Северо-западная гряда имела ещё больше "научных" ограничений: поздний солнечный прогрев, выгоревшая на солнце светлая степная травка - неважная подстилающая поверхность, близлежащая пойма извилистой речки Куды срезает идущие с дальних полей тёплые воздушные потоки, а это ограничивает подпитку термиков у склона.

Самый "козырный" довод - малый стартовый перепад высоты, всего 50 метров. Сходящие снизу термические пузыри резкие, рваные, короткие. В общем, цепляться в таком месте чрезвычайно сложно и поэтому хороший набор высоты нереален.

Несложно догадаться, что энтузиазма особого такой диагноз не прибавляет. Не видя дальнейшей перспективы развития естественных термических полётов, народ потянулся в сторону использования дельталётов и парамоторов, стагнация развития парителей стала очевидной. Свою определённую "медвежью услугу" в этой проблеме оказала однобоко раскручиваемая коммерческая реклама парамоторинга: в сознание жителей региона было вбито искажённое представление о том, что параплан летает только с парамотором или планирует вниз. Истинная сущность и смысл появления на свет параплана, как свободно парящего сверхлёгкого летательного аппарата использующего восходящие потоки, были преданы забвению в угоду прагматичным целям: продажам парамоторов и соответственно "дубовых" крыльев для них.

Крепкий орешек

Жили бы мы так безнадёжно и дальше, но уж как-то не сходился этот местный стереотип с тем, что на наших глазах периодически проделывали птицы: улетали к растущим кучёвкам с наших стартов в термиках! Эх, нам бы такой природный инстинкт полёта, сравнимое аэродинамическое качество крыльев и горку высотой хотя бы метров 100 - 200, думалось каждый раз, наблюдая за ними.

А реально ли вообще добиться таких же результатов, используя то, что имеем?

Подливала "масло в огонь" информация о достижениях питерских пилотов: приличные улёты всего лишь с 30-ти метровой горки в Можайском. А чем мы хуже? Хоть и не Альпы, но 50-ти метровая степная гряда, термодинамики и солнечная погода у нас тоже есть. Значит всё дело в умении и знаниях, которые надо совершенствовать.

Итак, несколько первостепенных проблем: каким образом уверенно обнаружить и зацепиться за термический пузырь близко от поверхности земли, а после набрать высоту в пару сотен метров?

В слабых стартовых условиях параплан, благодаря малой полётной скорости, может проще других типов СЛА решить проблему эффективного набора начальной высоты в мешанине хаотично идущих пузырей. Эта задача и на "дубовом" крыле тоже вряд ли выполнима, поэтому в первую очередь нужно иметь крыло с хорошими парящими характеристиками и манёвренностью. Оно позволит, прежде всего, забраться повыше в динамике, а после, как по ступенькам лестницы в череде термических пузырей, быстрее набирать и лучше сохранять уже достигнутую высоту, до обнаружения очередной "ступеньки" подъёма. Но такие крылья, в термичных условиях близко от земли, потенциально опасны и требуют от пилота серьёзной подготовки. Одним ёрзаньем в простых динамиках над маленькой домашней горкой невозможно добиться настоящего прогресса. Большое желание, целенаправленно потраченные на подготовку время и деньги, полёты в других интересных и полезных, с точки зрения парящего опыта, местах, приблизят желанный результат.

Выезды на полёты у Байкала и освоение нового лётного района в предгорьях Восточных Саян позволили, наконец "понюхать" настоящие термики и пройти первые скромные маршруты. Следующий шаг был предпринят летом прошлого года. Участие в парапланерных соревнованиях в Хакасии, среди более опытных пилотов, бесспорно, дало мощный практический толчок для подъёма на новый уровень и понимание дальнейших целей.

По возвращении домой я уже по иному стал оценивать местные возможности. Ещё бы, в Хакасии довольно схожей природными условиями с нашими, собственными глазами увидел, как опытные пилоты цепляются и улетают под облачные базы даже с высот в 20-30 метров над землёй, и это не сказка.

Хакасия подарила мне новые, хотя и смутные, интуитивные ощущения конкретных деталей термичных сценариев, чего раньше с такой долей совпадения не было.

А жизнь продолжается.

Лётный сезон этого года иркутяне-парители открыли уже в конце марта. Апрельские выезды в выходные дни и вечернее время в будни позволили нам получить очень хороший часовой налёт в динамиках и термодинамиках, набрать к маю неплохую форму.

Фактически на каждом тренировочном выезде в солнечную погоду наши наборы в термодинамиках росли. Нормой уже стали наборы в 150 метров над стартом даже в вечернее время, а изредка и выше. Всё же насколько интересней, информативней и красивее стало, когда уже одновременно летает до шести крыльев в термодинамике и ещё несколько обучающихся пилотов. Конечно, можно посмеяться над такой пока небольшой плотностью парителей, но поверьте для нас это значительный прогресс по сравнению с прошлыми годами.

Постепенно происходит смена морально и физически устаревших крыльев на современные, что также отражается на общих результатах.

Занимаясь обучением начинающих пилотов и находясь продолжительное время на старте, невольно приходится сопоставлять погодную обстановку с результатами полётов ребят в это время над грядой. Это занятие для меня не прошло даром. Прежде всего, был открыт важный секрет наглядного контроля термичности и более уверенного набора на малой высоте. В чём его суть?

Если вы летаете на невысокой горке в 30-50 метров, в первую очередь разумно организуйте при помощи имеющихся индикаторов (ветровых чулков, ленточек, флажков, воздушных шариков наполненных лёгким газом и т.д.) основание горки (посадочную зону), т.е. основные места отрыва пузырей перед склоном.

Нет особого смысла на малой горке ставить ветровые чулки на старте, как делают некоторые. Здесь вам и без этого несложно правильно определить направление и силу ветра. А вот поставленные внизу как минимум два чулка, разнесённые пропорционально между собой на 50-60 метров и вами в зоне хорошей видимости со старта (поэкспериментируйте с расстояниями в условиях вашей горки), дадут новый значительный объём информации об изменении текущей обстановки в зоне отрыва пузырей.

Если полёты происходят вдоль гряды, то увеличение количества индикаторов даст ещё больший эффект для принятия правильных оперативных действий, находясь на старте или в воздухе.

Больше того, вы можете сами организовать и триггер термика. Дело в том, что у нас посадочная зона практически однообразная по контрасту (сухая светлая степная травка) и почти плоская по рельефу, поэтому уверенно определить место и момент очередного схода термического пузыря на таком рельефе сложно. Проще всего между индикаторами поставить близко друг к другу несколько автомобилей (минимум два-три кругом или в линию поперёк ветра, в зависимости от его направления) и ожидать "невидимку" с подветренной стороны этого искусственного барьера.

Можно конечно поставить палатки или что-то иное стационарное, но при любом изменении направления ветра или погоды автомобили проще переместить в более подходящее место.

... летать так летать, я им помашу рукой

Предчувствие славного денька появилось ещё на подъезде к горке утром 1-го мая.

Погода солнечная, умеренно-ветренная, атмосфера кристально прозрачная, холодная после прохождения фронта, высоко в небе тянутся многочисленные большие облака. Внизу под стартом уже стоит один ветровой чулок, радостно раздутый весенним ветерком, он показывает направление прямо на гряду. В такую погоду можно хорошо полетать в динамике и поохотиться за термиками. Сегодня не грех попробовать "домашнюю заготовку".

Почти напротив поросшего сосняком оврага, прорезающего гряду справа от старта, ставлю ещё и свой второй чулок.

Наверху уже стоят машины ребят, приехавших раньше. Идёт неспешная сборка дельт, на старте несколько выложенных парапланов. Народ общается, помаленьку слетает вниз.

Время час дня, прогрев только начинается, подворачивая и усиливая прохладный ветерок на горе. Проплывающие в небе облака явно получают подпитку, разрастаются и уходят в сторону Байкала. Впереди с северо-запада отчётливо видна стена приближающейся плотной группы облаков с нисходящими до самой земли снежными космами.

С первым дуновением тёплого ветра стартует ангарчанин Сергей Третичный и уже не просто в динамике хорошо набирает и ходит вдоль склона.

Все задрали головы вверх и смотрят на полёт первой "ласточки", а я больше смотрю вниз, внимательно изучая поведение колдунов. Каждый из них живёт своей определённой жизнью: они трепещут из стороны в сторону, временами подворачивая то в одну то в другую, периодами сходясь и расходясь между собой, то параллельно направляются в сторону подсоса очередного сходящего пузыря.

Вот он первый термик, по всем признакам прямо перед стартом, но Сергей продолжает ходить вдоль склона только на слабой периферии потока. Говорят со стороны всегда виднее, но, увы, диагноз однозначный - пилот даже не пытается использовать великолепный шанс в таком замечательном цикле. Срабатывает старый стереотип - здесь никто не улетал.

Скорей одеваться потеплее, погода началась. Нельзя пропустить следующий лифт.

Потихоньку ухожу за небольшой перегиб склона и неспешно без суеты подготавливаю свой Гранд. Я готов, недолгая пауза лёгкого динамика заканчивается. Здесь наверху нет ещё никаких признаков пробуждения, но внизу колдуны уже резко повернули вправо. Понятно, "невидимка" формируется там, значит, после старта надо уходить именно туда.

Подходит усиление динамика, стартую и вправо. Галс вдоль гряды с подъёмом в динамике, протяжка вперёд от склона к месту куда показывают чулки и вариометр радостно ускоряет свой темп. Удар по триммерам - теперь главное аккуратненько, без суеты постараться максимально использовать "первую ступень ракеты" и побольше набрать.

Обработка потока плавной плоской восьмёркой позволяет сделать вывод о его достаточно хороших размерах и резвости, пока подъём почти вертикальный до + 3 м/сек.

Но вот на очередном вираже вправо провал в нисходящую зону и что дальше? Ага, чулки повернули навстречу друг другу, быстрее влево к точке пересечения их направлений. Вот он голубчик. Это или отклонился старый или ядро уже нового пузырика - " второй ступени".

Подъём продолжается, хорошо притормаживаю крыло и по ощущению доворачиваю обратно вправо... консоли от резкого входа в зону сильного подъёма уходят назад, сигнализируя о предсвальном состоянии. Шутки в сторону, руки с клевантами в верхнее положение, сброс триммеров - надо разогнать крылышко, довольно шустро лупят пузыри.

Так... стабилизировал и, как собака по следу зверя, продолжаю поиск, поглядывая вниз на колдуны. Напряжение с каждым метром подъёма ощутимо спадает. Что позволяет быть более уверенным теперь: высоты уже больше 100 метров над стартом, а значит, есть время в случае каких-либо проблем с крылом спокойней их устранить. За спиной свежеуложенная запаска, на куполе поставлены новенькие импортные стропы, плюс хорошая влётанность в этом сезоне - в общем, я готов к результативной игре и мои шансы очень неплохие.

Чувствуется лёгкий наклон назад и вбок, пора крутануть спираль в сторону скоса. Всё нормально, подъём устойчиво продолжается, термик приобретает более выраженные очертания. Здесь уже проще, планомерно крутишь спираль и, анализируя динамику подъёма, делаешь корректировку траектории.

Внизу медленно вращается и быстро удаляется старт. Люди и автомобили, летающие у склона купола прямо на глазах уменьшаются в размерах, красиво-то как! С каждым метром подъёма долина расширяется, раздвигает свои границы горизонт. Большие тени облаков причудливыми тёмными пятнами контрастно выделяются на фоне светлого степного ландшафта. Недалеко, левее гряды, переливаясь в солнечных лучах, сыпется снег из соседнего облака.

Болтанка постепенно уменьшается, зона подъёма становится шире. На этой высоте я летал с парамотором, но сейчас испытываю абсолютно другие чувства: слышен лишь тихий гул ветра в стропах и мерное попискивание вариометра, уже знакомое мне необычное внутреннее ощущение полёта в паре с большим движущимся невидимым существом в небесном океане. Как всё же здорово и романтично вот так просто свободно лететь и ощущать себя частичкой планеты.

Пока ещё видны детали местности - фотографирую панораму внизу.

Отметку в 1000 метров встречаю радостными криками. Прямо на глазах уменьшаются в масштабе извилистые русла речек Куды и Мурина, близлежащие к парадрому посёлки смотрятся как из иллюминатора самолёта, рельеф становится плоским расчерченным на квадратики и прямоугольники с паутинками полевых и шоссейных дорог. Усть-Орда, столица бурятского автономного округа, превратилась просто в мелкую деревню.

Делаю широкий облёт и прошиваю ядро + 5 м/сек, центруюсь и осматриваю место в облаке, куда меня несёт. Словно крыша над головой приближается нижняя кромка облачного слоя и до неё осталось уже немного. Подъём стабилен, сильно похолодало, пар тёплого дыхания оседает инеем на шлеме. Близится облачная база и надо решать, что делать дальше. Большое искушение лететь по ветру на дальность над освещённой солнцем степью, которая вдали переходит в непролазную прибайкальскую тайгу. Если улечу до границы с тайгой около 15 км, как потом добираться к оставленной на старте машине? Пешком вероятней всего, что-то не сильно прельщает такая перспектива в этой глуши.

Спереди к парадрому подходит снежный фронт, если возвращаться, то сильно тянуть с этим тоже не надо. Решено, возвращаюсь обратно.

Отметку в 2000 метров встречаю новым радостным кличем.

В череде счастливых эмоций земля неожиданно исчезает из видимости на высоте чуть выше 2000 метров. Холодный туман, подъём в облаке продолжается, инеем начинают покрываются перчатки, клевантные петли, комбинезон.

Быстро складываю "малые уши", но подъём +1 м/сек устойчиво продолжается. Высота 2100 м, как "ёжик в тумане" и инее. Ещё беру по одной стропе А-ряда с обеих сторон - " большие уши", теперь крыло уже сложено наполовину. В обычных условиях с ними я сыплюсь вниз - 4 м/сек.

Неохотно, вначале ноль чуть позже медленно переходит в -1 м/сек. От холода и повышенной влажности сложенная ткань купола издаёт необычный шелест, словно шуршит папиросная бумага или калька. Подвергать в таких условиях крыло серьёзной перегрузке в спиралях наверно не лучшая идея: разрыв подизношенной и замороженной ткани довольно реален. Более оптимальным резервным способом сброса высоты сейчас остается лишь В-срыв.

С этими мыслями прошиваю нижнюю кромку облака, опять появляется знакомый пейзаж, крыло начинает ускорять темп до обычной скорости спуска.

Тяну до 1600 метров, тает иней, всё раскрываю и теперь можно снова фотографировать. Жаль, гряда с этой высоты совершенно плоская и ещё не различаются детали. Попробую снять пониже.

Просто лечу вперёд, бросив всё и наблюдаю приближение земли. Снежная стена подкралась ещё ближе, скоро погода изменится. Кружась в спирали, сбрасываю до 400 метров, фотографирую.

Неожиданно в стороне от гряды появляется зона нового подъёма, термик дразнит как в насмешку. Опять набираю до 600 метров и всё затихает. Теперь только вниз к родному склону.

На старте почти штиль, купола и дельты лежат. Пилоты наблюдают за моим возвращением. Поприветствовав всех криком, змейками опускаюсь к посадочной зоне под грядой. На удивление самому себе, как чайник сажусь на пятую точку. Радость настоящего праздника переполняет меня изнутри.

Несколько мгновений просто сижу как истукан со счастливой улыбкой на лице, мысленно благодарю человеческий гений, подаривший людям эту волшебную возможность - парить в небе как птицы.

Послесловие

К сожалению, подобные улёты относятся к категории случайных и очень ограниченных по оптимальному времени их осуществления. В наших сибирских условиях всего около месяца весной в период ветров и столько же осенью, до появления зелени и её исчезновении, есть смысл пытаться проделывать такое.

Безусловно, на новом определённом этапе развития, когда некая критическая масса пилотов-парителей достигнет хорошего уровня подготовки, появится целесообразность использования активной буксировки и на нашем парадроме. Это, конечно, упростит проблему скудных стартовых условий и расширит благоприятный период маршрутных термичных полётов на весь лётный сезон.

Будем идти дальше в этом направлении, а технический прогресс нам поможет.

Александр Токарев

Веб-страница создана: 06.05.2009, изменена: 06.05.2009
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.