Мечты сбываются – человек может летать!
 
 

Рабочие частоты

  • 144 600 – основная;

  • 144 800 – резервная.

Не забудьте зарядить рацию и телефон!!!

И взять с собой тоже не забудьте!

Зимний кайтинг

В прокате имеются гоночно-фрирайдовые кайты Dune Rash ICE, площадью 4, 5 и 7 кв.м, трапеции с роликами.

Подробнее...

 

 

Михаил Фарих

"Только теперь, после пятидесяти, я понял, что состояние полета — одно из естественных состояний человеческого организма. Летать так же нормально, как ходить, лежать, плавать, сидеть… Только отчего-то большинство людей об этом не догадываются. Ходят, бегают, плавают, но не летают."

Почитать

 

Обсуждение статей и новостей

25.05.2017 00:57 ivan

Сделал небольшой ролик по мотивам прошедших соревнований: https://vimeo.com/218819153 всем спортсменам, еще раз респект и уважуха! :)

28.04.2017 09:04 single flyer

документ, удостоверяющий личность; действующее свидетельство пилота СВС или летную книжку; формуляр СВС (при наличии); спортивный паспорт или зачетную классификационную книжку спортсмена; подтверждение медицинского освидетельствования; договоры о страховании:...

17.04.2017 12:54 ivan

Всем спортсменам – респект и уважуха за участие! :) ждем фото\видео материалы.

11.04.2017 08:20 Romka

Добрый день иркутским летающим! Делегация бурятов пара и мото планеристов направляется к вам Ориентировочно 6 чел. Будем на собрании вечером зпт, До связи тчк

 

 

Наши друзья

www.paraplan.ru

www.angara.net

 

Дилер в Иркутске:
Негрий Оксана
Тел: +79832480092

 

 


Хакасия 2000. Часть I

Вместо вступления

Написать об этом событии меня подвигла, видимо, природная скромность сибиряков. Ну не умеем мы в отличие от наших более западных земляков, часто "раздувающих из мухи слона", популярно рассказать о весьма примечательных событиях, происходящих в нашей жизни. Пусть на меня не обижаются за это ребята из Саяногорска, которые приложили много усилий при организации этого "сюрприза". Наступил Новый 2001 год, появились новые календари парапланерных мероприятий, а мы иркутяне решаем, когда лучше поехать в новом сезоне. Заметьте не куда, а когда. На вопросы, куда в этом году мы решили съездить и зачем, надеюсь, станет ясно после прочтения этой статьи. Хочу сразу уточнить, эта статья не заказная, поэтому прошу не напрягаться.

Предистория

Поучаствовать в парапланерных соревнованиях "Хакасия 2000" меня заставило то обстоятельство, что у нас в Иркутске наметился явный застой в развитии парящих термических полётов, о которых я много читал и смотрел по видео. Отчасти это связано с очень слабыми естественными природными условиями нашей местности, а именно отсутствием в окрестностях Иркутска удобных высоких горок, при старте с которых можно уверенно цепляться за потоки. Как следствие, это обстоятельство сдерживает рост технического мастерства пилотов-парителей и, соответственно, их количество весьма невелико. С другой стороны, именно этот момент позволил довольно хорошо развиваться у нас парамоторингу, для которого пологохолмистая лесостепная местность со слабыми ветровыми и термическими условиями более оптимальна. Ничего не имею против этого по-своему интересного направления в использовании параплана, но в наш век повальной механизации и урбанизированной жизни возвращение к гармонии человека с природой мне представляется более ценно. Итак, что может дать участие в таких соревнованиях? Прежде всего, это приобретение новых знаний и опыта, путешествие в новое место и новые жизненные впечатления, возможность по-настоящему полетать маршруты в хороших термических условиях в компании с более опытными пилотами, знакомство с новыми людьми и, конечно, общение.

Почему Хакасия?

Так распорядилась судьба, что пилоты Саяногорска предложили этот новый район в качестве альтернативного места для проведения соревнований (Зона Сибири и Дальнего Востока) по парапланеризму. После недолгих размышлений мне этот вариант показался значительно интересней, чем поездка на Северный Кавказ в район Пятигорска, где, впрочем, я тоже не был, но достаточно начитан об этом месте благодаря Интернету. Что меня привлекло? Во-первых, поездка экономически менее затратна для жителя Восточной Сибири, во-вторых, природные условия довольно сходны с нашими прибайкальскими, а значит, приобретённый опыт можно более эффективно использовать дома.

Не буду описывать сумбурное начало этого мероприятия, когда пришлось объехать практически всю Хакасию на КАМАЗах в поисках более подходящего резервного места для проведения соревнований. Нет худа без добра и это подтвердилось впоследствии - район посёлка Сарагаш, куда мы приехали, оказался весьма интересным не только географически, но и аэрологически. Холмистая лесостепь с разбросанными солёными и пресными озёрами, широкое водохранилище Енисея, пересекающее всю Хакасию с севера на юг, значительная удалённость от промышленных центров, хорошая автотрасса Абакан-Красноярск, а самое главное для парителей - солнечная устойчивая погода.

Наш палаточный лагерь расположился на степном берегу Красноярского водохранилища в солнечной уютной бухте с прогретой водой, закрытой с запада от ветров длинной холмистой грядой. Надо отдать должное техническому организатору мероприятия Лаврёнову Олегу, директору учебного Центра "Фюзис" из Саяногорска, успевавшему одновременно контролировать хозяйственную деятельность соревнований и быть участником-парапланеристом. Была развёрнута военная полевая кухня и налажено централизованное питание участников, чётко организован завоз пилотов на старты и подборы с маршрутов на автомобилях КАМАЗ. Спортивной частью этого мероприятия, в качестве Главного судьи, руководил весьма колоритный человек - Задорожный Владимир Ильич. В ходе соревнований не раз мы убеждались в его многоопытности, в отлично продуманных им упражнениях и строгой личной последовательности при подведении итогов, за что ему большое спасибо. Спортивный состав различной квалификации и возраста составили около сорока парапланеристов и семь дельтапланеристов, в основном из сибирских городов. Среди участников заметно выделялась группа более опытных пилотов: москвичи - Круглов Алексей из "Параависа", Острицов Сергей и Крушевский Николай из команды "ASA", Задорожный Валерий из Прокопьевска, Макаров Павел из Красноярска, Абабков Иван из Барнаула, Колесник Яков из Кемерова. Состав основной группы пилотов-любителей весьма разнообразен - от самого старшего среди нас томича Терехова Сергея до младшей школьной группы. Представьте себе состояние нашего РП, Азата Масалимова, впервые увидевшего этих юных пилотов с минипарапланами на термичном старте. Сильно молодеет наш спорт - это радует, но безопасность это не шутка. Ребят выделяют в отдельную группу, им ставятся более упрощённые задания.

Как это было

Первое упражнение: маршрут до цели около 30-ти км, старт - гребень сопки Лиственная, перепад 200 метров. После открытия стартового окна погоду постоянно прощупывает Задорожный Валерий на белом "Мистер Х". Забегая вперёд, замечу лишь, что атакующий стиль Валеры на протяжении соревнований заслуженно принёс ему первое место. Что с погодой? Устойчивый динамик, восточный ветер, установившийся антициклон. Постепенно всё небо начинает затягиваться серой пеленой облачности, у старта начинают проходить потоки. Первым цепляется за поток Кравцов Саша из Саяногорска на синем "Корвете", за ним уходят Круглов Алёша на "Дарте", Денис Гордеев из Барнаула на "Акценте", Задорожный Валерий, и пошло-поехало. Пока первый паровоз уходит в набор под облачную кромку, с удовольствием наблюдаем, какой широкий скошенный ветром термик достался ребятам, энтузиазм приходит к участникам - прекрасное начало соревнований, отличное стартовое место. Большое спасибо красноярцам, посоветовавшим Главному судье переехать в этот район Хакасии. Эту горку и ряд других в этом районе, расположенных в 250 км от Красноярска, они, оказывается, знают давно, но сибирская скромность… Старты парапланов перемежаются с дельтами. У дельт проблемы - не смог сразу зацепиться - посадка внизу, разборка, если есть желание очередной завоз на старт и снова сборка. Тяжко ребятам... Действительно стартовый перепад для них маловат, ошибки быть не должно, но если уж зацепился за поток - работай до упора. Хотя дельтики и ворчали, но каждое упражнение минимум один из них улетал прилично. Признаюсь, психологически немного жутковато крутить спираль параплану в одной плоскости с дельтой, которая по скорости быстрее, но с большим, чем параплан, радиусом поворота. Свист в стальных тросах и угловатые стремительные формы каркаса дельты невольно рисуют в голове картины возможных последствий от столкновения с нашими матерчатыми крылышками. Остаётся уповать на мастерство пилота дельты, ведь основной контроль за ситуацией в его руках. Твоя задача - быть для него предсказуемым и пытаться за счёт лучшей центровки ядра эффективнее набирать высоту и уходить быстрее выше. Вот такие кошки-мышки. Парапланам проще - при неудачной попытке обычно посадка на склон чуть ниже старта или в стороне по гребню и самостоятельное возвращение обратно на старт. Асы умудряются садиться обратно на старт. Красиво, а главное не так продолговато и жарко. Наконец одна из дельт входит в набор. На розовом "Гранде" с ней в потоке стоит Макаров Павел.

Не пора ли попробовать? Мой новенький ярко зелёный "Корвет", как резвый скакун, нервно подрагивает на ветру в слегка натянутых стропах. Разрешение на старт получено, вперёд! После непродолжительного барражирования у склона, невидимая сила подхватывает меня. Аккуратно после серии восьмёрок начинаю спиралить. Маловато опыта в обработке потоков, но широкий термик прощает ошибки, и я постепенно центруюсь. Честно сказать и крыло мне почти незнакомо, осторожно экспериментирую в затяжках спиралей. Затяну-ка триммера. Прибор не оставил этого действия без должной реакции. Побольше крена в подвеске - набор ещё усилился. Становится весело, прошла нервозность, крыло послушно. Хорошо ещё никто не мешает и не отвлекает рядом. Процесс обкатки продолжается. Надо попробовать протяжку против ветра, неплохо. Прошёл 1000 метров. Ура-а-а!!! Даже не заметил в этой центрифуге, а над стартом уже 1350 метров, начинает побалтывать и подъём замедляется. Чуть выше над головой кипящие облачные "протуберанцы". Что дальше? Посмотрим, чем занимаются асы. Впереди от меня на переходе идут Костя Вдовенко на дельте и Павел Макаров на Гранде. Пора отпускать триммера и на маршрут. Учиться, так учиться. Парни попеременно на небольшом удалении друг от друга находят потоки - отлично, в случае чего можно воспользоваться их подсказкой, а пока вон к той ферме на окраине Сарагаша. Есть поток - классика! Подкрутиться и дальше. Над скошенным полем ещё. Ну как в учебнике - здорово. Основной ориентир впереди - деревня Ворота. Место примечательно тем, что деревня лежит между двух больших сопок в степи, которые даже с воздуха напоминают ворота. Павел уходит в сторону, Костя улетает вперёд "только его и видели", а я продолжаю вдоль дороги и обгоняю Павла, увлечённого обработкой потока в стороне от маршрута. Дальше в гордом одиночестве на хорошей высоте иду к Воротам. Левая скалистая сопка ворот кажется мне привлекательной. Ух, какой здесь скошенный поточище от скал, + 5 м/сек, центруюсь и уже + 6. Побольше набрать, на горизонте видно большое солёное озеро Белё, где-то перед ним перекрёсток дорог с финишем. Наверно уже хватит, сегодня везде прёт... Я пожалел об этом уже спустя совсем немного. Что такое, откуда взялись за Воротами устойчивые минуса? Высота тает на глазах, где потоки, ау? Иду вдоль дороги, подхожу на разведку к склонам справа, должно же что-то быть здесь, а нет... Печально, встаю на глиссаду в сторону перекрёстка. Вижу впереди у обочины дороги Костя собирает дельту и рукой показывает мне направление ветра у земли. Разворот и посадка рядом. Привет, родимая! Прибор показывает что-то около полутора часов в воздухе. Это мой личный рекорд, неплохо. Жарко, высокая трава. Взаимно поздравляем друг друга и ждём машину подбора.

Мысленно поздравляю себя со своим первым настоящим маршрутом. Чуть подальше впереди сидят на обочине ранее севшие ребята Валера Задорожный и Денис Гордеев. Видим подлетающие и недалеко от нас садящиеся знакомый "Гранд" и синий "Прокси". Это прилетели Павел Макаров и Серёжа Острицов. На финиш долетел только Алексей Круглов. Как он умудрился это сделать для меня до сих пор загадка, остальные как горох просыпались, чуть-чуть не долетев до финиша. Славное начало, настоящий праздник! Весь вечер в лагере у костров одни разговоры о сегодняшних полётах. Никто и не догадывался, что завтра будет поставлен маршрут до цели на 50 км и народ туда улетит! Дальше - больше. Маршрут с возвращением около 60-ти км, Алёша Круглов боролся четыре часа и сел на старт, не найдя финиш за горкой всего в пятистах метрах. Вот это полёты! Сколько историй происходило в полетах, о которых лагерь узнавал вечером, огромный объём новой полезной информации и кладезь практического опыта. Ежедневная смена погодных сценариев на старте и маршрутах, выскребания обратно под кромку с высот в несколько десятков метров и наборы свыше двух тысяч под базы, попадания в аэрологические ловушки и смерчи, сложения крыльев и выходы из них, полёты с неработающими приборами, тактическая борьба и эксперименты, травмы и эвакуации пострадавших в больницу, обалденные вечерние полёты в динамиках и купание в Енисее, новые имена талантливых пилотов, преподносивших каждый день сюрпризы, и многое другое. Действительно, ни дня без рекордов, ни дня без сюрпризов! Крайнее упражнение - маршрут на 70 км был прерван грозой, но самое главное у ребят уже не было сомнений в реальности его прохождения. Ничего себе, новый райончик! А сколько эмоций и горящих глаз! Вот такой незабываемый коктейль получился. Описать всё невозможно, это надо было видеть. Каждый увёз в душе своё впечатление. До новой встречи Хакасия!

Продолжение следует...

Александр Токарев

Веб-страница создана: 05.05.2009, изменена: 06.05.2009
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.