Мечты сбываются – человек может летать!
 
 

Рабочие частоты

  • 144 600 – основная;

  • 144 800 – резервная.

Не забудьте зарядить рацию и телефон!!!

И взять с собой тоже не забудьте!

Зимний кайтинг

В прокате имеются гоночно-фрирайдовые кайты Dune Rash ICE, площадью 4, 5 и 7 кв.м, трапеции с роликами.

Подробнее...

 

 

Михаил Фарих

"Только теперь, после пятидесяти, я понял, что состояние полета — одно из естественных состояний человеческого организма. Летать так же нормально, как ходить, лежать, плавать, сидеть… Только отчего-то большинство людей об этом не догадываются. Ходят, бегают, плавают, но не летают."

Почитать

 

Обсуждение статей и новостей

25.05.2017 00:57 ivan

Сделал небольшой ролик по мотивам прошедших соревнований: https://vimeo.com/218819153 всем спортсменам, еще раз респект и уважуха! :)

28.04.2017 09:04 single flyer

документ, удостоверяющий личность; действующее свидетельство пилота СВС или летную книжку; формуляр СВС (при наличии); спортивный паспорт или зачетную классификационную книжку спортсмена; подтверждение медицинского освидетельствования; договоры о страховании:...

17.04.2017 12:54 ivan

Всем спортсменам – респект и уважуха за участие! :) ждем фото\видео материалы.

11.04.2017 08:20 Romka

Добрый день иркутским летающим! Делегация бурятов пара и мото планеристов направляется к вам Ориентировочно 6 чел. Будем на собрании вечером зпт, До связи тчк

 

 

Наши друзья

www.paraplan.ru

www.angara.net

 

Дилер в Иркутске:
Негрий Оксана
Тел: +79832480092

 

 


Главная > Парапланы > Отчеты, репортажи, события > Полеты в горах Восточного...

Полеты в горах Восточного Саяна

Идею серьёзных полётов на параплане в Восточном Саяне я обдумывал давно. Такого здесь ещё многие не видали и не слыхали.

Этот прибайкальский горный край на протяжении уже многих десятилетий успешно осваивается любителями различных видов активной деятельности в природных условиях. В этих горах на многочисленных минеральных курортах поправляют духовное и физическое здоровье не только жители Прибайкалья, но и гости из других регионов нашей Родины.

Особенно привлекает к себе 150-ти км горная цепь Тункинских Гольцов, круто поднимающаяся к небу на высоты трёх и выше тысяч метров, закрывающая естественным природным барьером широкую предгорную долину от северо-западных ветров, при этом забирающая львиную долю осадков. Лежащая у подножия Саян Тункинская долина с юга закрыта хребтами другой обширной горной цепи Хамар-Дабан. Этот своеобразный таёжно-степной лоток, протянувшийся с запада на восток, весь день щедро освещается солнцем. Для любителя свободного полёта это добрый знак о наличии здесь развитой термичной аэрологии, а значит и возможности интересных парящих условий в этом районе Бурятии. Для дерзнувшего познать этот "чистый лист" припасено немало тайн, а учитывая специфику местности, и экстремальных ловушек.

Изобретение параплана, легчайшего тканевого летательного аппарата, ещё больше сблизило человека с природой и позволило ему свободно перемещаться на десятки, и даже сотни километров в воздушном пространстве. Наконец пришла очередь пилотов-любителей вновь открыть земной мир в новом "птичьем" измерении.

На мой взгляд, самым удобным местом для начала осуществления задуманного является посёлок-курорт Аршан, лежащий прямо у подножья гор.

Хорошая дорога из Иркутска и Улан-Удэ, возможность устройства временного быта и отдыха на любой вкус, самобытность религиозной тибетской культуры коренных жителей бурят, неповторимая аура целебного курорта и гор - вот не полный перечень достоинств этого места.

Освоение нового лётного района решено было начать поэтапно. Разведку стартов я начал ещё летом 1998 года во время отдыха с семьёй в Аршане. Замеры перепадов высот с ближайших к Аршану стартов составили: 1250 м с пика Любви и 1000 м с пика 1851. Попутно исследовались сами старты, подходы к ним и посадочные места.

Самым удобным местом посадки оказалась большая поляна бурятского Дацана под пиком 1851. Расчёт глиссад с нескольких возможных стартов показал на вполне нормальные с солидным запасом высоты прилёты на посадку даже в простом планирующем полёте, а максимальная дальность полёта в стабильной атмосфере в долину возможна на расстояние около 10 км. Вопросом оставалось влияние и сила возможных восходящих и нисходящих потоков в предгорье, которые могли внести поправки в реальные глиссады, что подтвердилось впоследствии. Учитывая большую залесенность предгорной местности и то, что возможности нормальных посадок из-за этого здесь ограничены, пилот должен чётко рассчитать достаточную высоту для прихода на посадку. Местные запасные площадки требуют уверенного и точного пилотирования.

Итак, 10 июля 1999 года, вторая половина дня, солнечный штилевой денёк. Такая погода стоит уже несколько дней. Стабильный антициклон. За 3 часа по набитой туристами тропе, идущей по крутому поросшему тайгой гребню, поднимаюсь в гольцовую зону на пик Любви (2090 м).

Надо заметить, что пик Любви это всего лишь одно из возвышений в гребне массива Аршан, который стоит за пиком высоким гребнем-ширмой, отражающей солнечное тепло в долину. Слева между пиком и стеной образовался большой осыпной кар, а справа гребень обрывается в мрачный глубокий каньон реки Кынгарга. Отсюда хорошо виден другой старт на противоположной стороне каньона, пик 1851, в гребне массива Трехглавая. Он ниже и порос кедрами, а значит ещё требует подготовки.

Прямо внизу под пиком Любви раскинулись дома и пансионаты курорта Аршан, утопающего в таёжной растительности. Деля посёлок на две части, из каньона вытекает шумная речка Кынгарга, русло которой покрыто белыми валунами. Справа внизу видна поляна Дацана, за ней улус Тагархай и огромная заболоченная равнина с озёрами. Далее степь с извилистым руслом Иркута с юга закрыта хребтами Хамар-Дабана.

На вершине безветрие, жарко, от скал парит. Периодически на старт приходят спокойные термические пузыри. Группа туристов-школьников сидя на вершине с интересом смотрят на мой довольно большой рюкзак, не понимая, зачем я поднял его сюда. Обычно отдыхающие и туристы поднимаются сюда налегке, совершая однодневную прогулку-восхождение в зону гольцов.

Старт находится здесь же, на 30-ти градусном поросшем травой склоне, чуть ниже пика. В который раз любуюсь скальными очертаниями Аршана и других вершин, фотографирую панораму долины, жду когда последний турист уйдёт по тропе вниз. Волнение охватывает меня - это мой первый высокий полёт в горах, я сосредоточен и не хочу отвлекаться на расспросы любопытных ребят, я весь поглощён приготовлением к старту.

Со мной спортивный параплан " Гранд ", немного большой по размеру для моего веса. Зная о возможных сильных термических потоках в карманы подвески ложу около 10 кг балласта - небольших каменных плиток с вершины, своеобразный сувенир.

Ещё раз проверяю ремни подвески и трогаю ручку спасательного парашюта. На сегодня поставленная задача: проверка условий нового старта, полёт вдоль гребня с проверкой термичности в это время дня и данных метеоусловиях, замер прибором практических полётных характеристик.

Уже 18 часов 30 минут, пора стартовать. Подходит пузырь и легко передним стартом меня снимает со склона. Вариометр пищит на подъём, когда я выхожу вправо над гребнем, слабый плюс.

Я заворожён и потрясён видом открывшегося с этой высоты тёмного узкого каньона, на дне которого шумит водопадами река Кынгарга. Применение спасательного парашюта вряд ли поможет выжить пилоту в этом месте. Остро торчащие скальные зубья вперемежку с вершинами лиственниц и кедров очень неприветливы на этих диких очень крутых склонах. Психологический экстрем в чистом виде, твоя жизнь сосредоточена в объятиях такого непрочного на вид параплана и труднопредсказуемых воздушных потоков.

Всего несколько секунд полёта после старта и под тобой уже больше километра глубины скально-таёжного хаоса. Адреналина от нахлынувших ощущений у впервые летящего здесь пилота с избытком.

Возвращаюсь к гребню и иду вдоль него. Спокойный планирующий полёт вновь прерывается трелью вариометра над большим предвершинным жандармом. Осторожно пробую набирать в плоской спирали.

После нескольких витков вариометр затихает - похоже в этом месте с нагретой солнцем гладкой скальной стены сходят мягкие широкие термические пузыри. Крыло ведёт себя спокойно, входы и выходы в потоки плавные. Становится весело, напряжение наконец спадает и уже начинаю беззаботно сверху рассматривать окружающий пейзаж.

По каменистой тропе осторожно спускаются туристы. Наверняка они с удовольствием присоединились бы ко мне, легко скользящему в необъятном небе и получающему редкое для большинства людей удовольствие от свободного полёта. Кричу им вниз, какие они все крохотные.

Должно быть также на нас смотрят птицы и только сейчас понимаю, какие ощущения вызываем мы у них, скованные земным притяжением.

Да, похоже сегодня горы утомлены летним зноем и спокойны. Над горелым склоном прибор начинает оживать, но по-прежнему один пузырь сменяет следующий, слабый набор быстро съедает гравитация и новый подъём тает, как и предыдущий. По всем признакам это место очередного дежурного термика, но сегодня атмосфера почти стабильна; вечереет.

Тщетны дополнительные широкие обходы этого места, термика нет, а жаль. Хочется чтобы полёт длился дольше, но неизбежно теряя высоту у гребня, принимаю решение идти в долину.

Над крышами первых строений курорта начинает неприятно побалтывать. Ухожу на лес в сторону Дацана и вариометр начинает протяжно скулить на потерю высоты. Сначала -2 м/сек, переходят в устойчивые - 3 м/сек. Никакие ухищрения с подвеской и парапланом не улучшают снижение.

Вот она аэрологическая циркуляция предгорья, про которую я читал в книге по метеорологии. Обширное, равномерное, вероятно на несколько километров в глубь долины опускание воздушных масс, а стало быть и термическая подавленность в этой зоне.

Обидно обнаружить над тёмным прогретым за день лесом вместо спокойного вечернего подъёма, характерного в других местах, неумолимые минуса. 600-ми метрами ниже зелёная посадочная поляна с домами и двумя белоснежными буддисткими алтарями. По территории гуляют люди, наверно сегодня в Дацане служба. Несколько разбросанных по краям поляны лагерей отдыхающих.

Я плавно кружу над этим зелёным морем, фотографирую, наслаждаюсь видами горной цепи и долины. Во двор вышли в коричневых тогах два монаха и смотрят в небо. Для них такая розовая птица в диковинку, вероятно они обсуждают этот знак небес. Мне смешно от этих мыслей.

Несколько винговеров перед посадкой и я стою на мягкой траве посредине поляны. Солнечно, тишина, густой запах луговых трав. Немного шумит в ушах, тепло приливает к лицу, слегка пошатывает. Здравствуй земля, как ты прекрасна!

По доброй альпинисткой традиции, из плиток принесённых с вершины в карманах подвески, на месте посадки складываю мини-тур.

Начало положено. На сегодня с полётами всё, скорей раздеться и купаться в студёной Кынгарге. Наконец задача первого этапа выполнена. Я рад и грустен одновременно, я долго мечтал об этом полёте и вот он уже позади.

Прибор показывает всего двадцать минут полёта, а я эмоционально опустошён от пережитого сегодня. Нужно время прийти в себя, вновь прокрутить в голове сегодняшнее кино, наметить план завтрашнего полёта.

Укладываю крыло, подходят молодые ребята, расспрашивают и фотографируют. Отвечаю на их вопросы рассеянно - ловлю себя на мысли что продолжаю виртуально лететь.

 

Заключение

Этот рассказ я написал спустя полтора года. За это время немногочисленные иркутские парители совершили здесь уже довольно много полётов в разных погодных условиях.

Встречались очень сильные термики отбрасывающие параплан словно пушинку, боролись с долинными встречными ветрами, были посадки на деревья. После таких приключений пришлось поменять снаряжение на более современное и надёжное в горах, более серьёзнее отнестись к подготовке.

Запустили первый в этом месте дельтаплан. Подготовили и обкатали новый 600 метровый старт, наметили дополнительные.

Приезжали этим летом полетать наши французские друзья-пилоты с которыми планировалось осуществить первый горный 25-ти километровый маршрут-кольцо над водораздельными хребтами и вершинами реки Кынгарга.

Очень жаль что из-за дефицита времени и дождливой погоды этого не получилось. Будем готовиться, копить опыт и надеяться на успехи в новом сезоне. Надеюсь в будущем ещё написать о новых страницах в освоении этого замечательного района.

 

Энтузиасты экстремальных горных маршрутов и "долинщики" присоединяйтесь, будем рады.

Александр Токарев

Веб-страница создана: 29.04.2009, изменена: 23.06.2017
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.