Советы древолазам
Хорошо птицам: летают себе, где хотят и садятся после этого, где понравится. Не страшат их деревья, на которых вдобавок всю ночь спят. Красота, одним словом. А если такое порой случается с парапланом или дельтой, как быть? И здоровье может пострадать и аппарату обычно не на пользу.
Не претендую на роль эксперта в области вынужденных посадок, просто опишу историю, случившуюся в предгорьях Восточных Саян, которая типична для пилотов летающих над поросшими древесной растительностью ограниченными площадками. Спешу успокоить ваше воображение - обошлось без человеческих жертв и травм. Выводы, полученные из анализа подобных ситуаций, лишний раз подтверждают рекомендации в данной области, а также пополняют копилку невероятных и вполне обычных случаев.
В этом году открытие лётного сезона состоялось в знаменательный праздник - "День дурака", 1-го апреля. Отлично поработав с бензопилой на расчистке деревьев нового старта в Аршане (предгорье Тункинских Гольцов), на следующий день с Ильёй Алексеевым мы решили слететь с него в долину. После прохладного пасмурного утра появилось солнышко и погода прямо на глазах стала оживать. Проводив взглядами удачливую ворону, выбравшуюся с первым термиком высоко над горами, первым взлетел Илья. К сожалению ему повезло меньше и он не смог повторить грациозный полёт птицы к облакам. Теряя драгоценную высоту над каньоном, Илья отправился на поиск лифта к противоположным освещённым склонам. Наблюдая с 600 метровой высоты за его безуспешными поисками в какой-то
Облачённый словно астронавт, Илья приступил к работе в "открытом космосе". К свисающему концу верёвки мы привязали длинную сосновую жердь, которой он пытался скинуть с кроны зацепившееся ухо крыла. Тонкие стропы верхнего яруса прочно переплелись в голых ветвях и все попытки их сдёрнуть были тщетны. Дальнейшее продвижение вверх ловкого древолаза было опасным из-за неприятного свойства лиственницы: хрупкости веток и ствола, при этом тонкая вершина угрожающе качалась от любых манипуляций. Мечтая о помощи Вини Пуха с его воздушным шариком, пришлось спилить вершинку, при падении которой послышался характерный треск ткани. Через несколько минут крыло лежало на земле, а мы считали его "боевые раны" и сочувствовали хозяину.
И ещё о грустном.
Участвуя в процедуре снятия и вспоминая подобные "успешные" посадки происходившие в наших краях, хочу отметить следующие неверные моменты допущенные пилотом в порядке их важности:
1) грубейший просчёт необходимой высоты для подхода к основной поляне;
2) поздно принятое решение уходить на резервную площадку, которая находилась в 50-ти метрах от места приземления;
3) приоритет был отдан самым высоким и опасным для посадки породам деревьев, в то время как кругом находится смешанный лес с берёзами, кедрами, соснами;
4) посадка между кронами близкорастущих деревьев и соответственно повисание пилота как на качелях между деревьями на высоте около 25 метров над землёй, чреватая обломом вершин и падением на землю.
С точки зрения ранее известного опыта более "дружелюбными" к нам породами при таких посадках зарекомендовали себя лиственные: берёза и деревья с гибкими тонкими ветвями и раскидистыми кронами, и далее хвойные в порядке убывания их гибкости: кедр, сосна и т.д.. "Правильные" летние посадки на одиночные берёзы почти всегда обходились без серьезного обоюдного травматизма. Был невероятный случай посадки между крон четырёх близкорастущих берёз и мягким опусканием пилота на землю с высоты около 20 метров без каких-либо повреждений крыла и самого "счастливчика". Незначительные повреждения крыльев типичны при управляемых посадках на кедр и сосну.
Замечено, что парители при подобных обстоятельствах значительно меньше травмируют купол, чем парамотористы. Этому способствуют меньшая нагрузка на крыло и возможность полного гашения скорости, перед тем как ухватиться за ветви и ствол. Особенностью иркутских любителей полетать на моторе над тайгой является наличие при себе компактной пилы-струны для валки деревьев и капронового репшнура для спуска вниз. История, подобно описанной выше, с посадкой между крон лиственниц на парамоторе, имела неудачную особенность технологии снятия крыла. Оба дерева были подпилены для одновременной валки в одну сторону, но стволы пошли в развал и крыло порвалось
Кратко повторю общеизвестные рекомендации по древесной посадке в редком лесу: не паниковать, заходить как обычно против ветра, заранее сосредоточиться на конкретном "дружелюбном" объекте, при подлёте сбоку полностью тормозить крыло, беречь глаза от повреждения и надёжно цепляться за ветви и ствол, после закрепления на дереве оценить ситуацию и не спеша действовать дальше.
Посадка в таёжных густорастущих лесах осложнена невозможностью бокового подхода к дереву, кроны такого леса часто образуют сплошной ковёр. Как управлять посадкой в подобных условиях?
Предлагаю после зависания над кроной выбранного дерева опускаться способом частой прокачки крыла, естественно, если этот приём освоен вами заранее.
В местах полётов над лесными массивами нелишним будет заранее осмотреть и оценить состояние резервных площадок. Отработанные в "домашних" условиях парадрома навыки заходов на точность приземления и приёмы увеличения угла посадочной глиссады, в первую очередь малые и большие уши, а также способ частой прокачки крыла, на небольших лесных полянах будут как никогда полезны. Наличие вариометра и отслеживание запаса высоты, поможет точнее корректировать полётный план.
В заключении хочу пожелать всем пилотам - мягких посадок в нормальных условиях.
Александр Токарев