Мечты сбываются – человек может летать!
 
 

Рабочие частоты

  • 144 600 – основная;

  • 144 800 – резервная.

Не забудьте зарядить рацию и телефон!!!

И взять с собой тоже не забудьте!

Зимний кайтинг

В прокате имеются гоночно-фрирайдовые кайты Dune Rash ICE, площадью 4, 5 и 7 кв.м, трапеции с роликами.

Подробнее...

 

 

Михаил Фарих

"Только теперь, после пятидесяти, я понял, что состояние полета — одно из естественных состояний человеческого организма. Летать так же нормально, как ходить, лежать, плавать, сидеть… Только отчего-то большинство людей об этом не догадываются. Ходят, бегают, плавают, но не летают."

Почитать

 

Обсуждение статей и новостей

28.03.2021 19:16

Всем привет! сайт живой ещё? сколько будет стоить прокат Кайта и гидрокостюма в конце мая 2021 года?

23.07.2018 15:13

Молодец! Поступок достойного человека. Уважение и почет !. Крепко жму руку и поздравляю с участием в успешной спасательной операции.

04.06.2018 15:56 ivan

Во вторник (05.06.18) в 18.30 по адресу ул. Байкальская, д.263 проведем собрание по итогам прошедшего спортивного соревнования. По плану: - награждение призеров; - вручение дипломов всем участникам; - вручение благодарностей; - "разбор полетов", в рамках...

16.05.2018 16:10 ivan

24 го числа мая в 18:00 по адресу Байкальская 263, пройдет семинар по полетам на соревнованиях, расскажу про использование приборов. постановку задач и т.п. сразу после него в 19:30 – проведем брифинг, регистрацию пилотов и решим все орг. вопросы.

 

 

Наши друзья

www.paraplan.ru

www.angara.net

 

Дилер в Иркутске:
Негрий Оксана
Тел: +79832480092

 

 


Хакасия 2000. Часть III

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Третье упражнение - маршрут до цели с возвращением, около 60 км. Цель нам уже знакома - это финиш первого упражнения - перекрёсток дорог недалеко от солёного озера Белё. Надо сфотографировать ППМ с воздуха и вернуться обратно к стартовому гребню. Внизу, недалеко от АЗС, из вешек с ветровыми чулками, установлен финишный квадрат. Теоретически понятно что к чему - почти долетел туда прошлый раз, но практически туманно представляю, как улететь туда обратно, правильно сфотографировать сектор и не попасться в западню за Воротами. Надо лететь с кем-то, лучше опытным. Погода сегодня явно иная, чем была на первом упражнении. Облака неспешно движутся с северо-западного направления, похоже, ветерок наверху будет встречно-боковой справа, такого ещё не было. На старте от очень лёгкого восточного динамика до штиля, солнечно. Разведчики по очереди снуют туда-сюда, садясь обратно на старт. Вчерашний, досадно неиспользованный мною шанс выбраться с очень низкой высоты, заставил сегодня внимательно наблюдать и анализировать технику опытных пилотов. По очереди делая облёт стартового пространства, они обрабатывают спокойно проходящие термические пузыри, удивляя "волшебной" способностью держаться в почти спокойном воздухе.

Немного наблюдений и выводов

Чем же они отличаются от нас малоискушённых? Восхищение и добрую зависть вызывает мгновенная оценка местоположения в зоне встретившегося подъёма, а также филигранная точность уже первого манёвра. При более внимательном анализе улавливается даже некий индивидуальный почерк. Типичная ошибка малоопытных пилотов - первая неверная реакция, уход в нисходящую зону и значительный провал по высоте, который оставляет всё меньше шансов исправить своё, итак не слишком блестящее, положение. Уверенная "цепляемость" за поток, одно из необходимых качеств, дающее немалый запас прочности, для успеха в дальних полётах.

Как пример, хочу отметить, что цена ошибки на критически низкой высоте, стоила в этом упражнении опытному Валере Задорожному, не просто возвращения обратно на старт. Его новая попытка была более удачна и он стал вторым. Летевший с ним в паре Алексей Круглов, будучи в этой же ситуации, не упустил своего шанса и ушёл обратно под кромку. Алексей выиграл это упражнение, проведя в воздухе четыре часа самого термичного времени. Представим иное развитие событий. Каков мог быть результат Валеры, если бы он полностью использовал свой ранний улёт? Вероятней всего, он прилетел бы тоже на финиш, но погода уже не дала возможности наверстать около 10 км. Этот же фактор не дал добраться к финишу и нескольким другим, позже стартовавшим, пилотам.

Тактика раннего улёта и атакующий стиль, применяемые Валерием, имеют свои очевидные преимущества в упражнениях на дальность. Конечно, это полезно только при соответствующей квалификации пилота, т.к. есть риск слишком осторожно лететь всю дистанцию в одиночку или сделать ошибку, тем более в слабых условиях начала погоды. При индивидуальном подборе на маршруте и быстром обратном завозе на старт, последствия такой ошибки практически сводятся к минимальным потерям. Но это уже командная работа, нацеленная на высокий результат, и явное преимущество перед соперниками, не имеющих таких "тепличных" условий. Теперь, даже если приходится стартовать ещё раз, есть ещё несколько преимуществ: во-первых, проведена уже более глубокая разведка погоды и можно делать некоторые корректировки, во-вторых, по дистанции уже летят другие пилоты, дающие дополнительную тактическую информацию, в-третьих - термическая активность обычно уже более развита.

Другой важный вывод: даже опытному пилоту, на соревнованиях подобного любительского уровня, в упражнениях на дальность неважно иметь суперкрыло, такой далеко улетит и на "носовом платке". Более важен уровень подготовки пилота или его природные данные. Подтверждением этого вывода могут быть прекрасные результаты Кравцова Александра, Гордеева Дениса, и самого победителя Валерия Задорожного, уверенно летавших на крыльях класса Standard, при этом оба первых пилота пока не являются фаворитами. Гонка - другое дело: это уже сплав опыта, технического мастерства и возможностей аппаратов. Результатом этого сочетания будет соответствующее время, а это другой критерий спортивности состязания. Здесь тактика раннего старта спорна. Как в лыжных гонках - по первому ориентируются все. Ему сложнее в одиночку быстро лидировать, требуется ещё большая квалификация и опыт, фактор изменения погоды в длинной гонке более критичен, особенно усиление ветра, не последнее слово за крылом.

Летим!

Итак, пошли термики. Чаще парами, потихоньку народ стал улетать. Сергей Острицов и Николай Крушевский прямо перед стартом обнаружили вертикальную колонну и набрали уже прилично. Рисковать, как вчера в одиночку, нет смысла, интересно понаблюдать за их тактикой, если конечно получится догнать, да и погоду можно пересидеть на старте. Вот он, широкий, вертикальный, классический столб. Начинаю центровать - около + 4 м/сек, чуть левее набирают томичи Глотов Владимир на "Эклипсе" и Соколовский Александр на "Навигаторе". Периодически просвистывает с разных сторон на дельте абаканец Илюшенко. У меня одно из ядер. Володя подходит ближе. Недалеко от нас набирает Саша. Вращаемся в правой спирали и диаметральном, друг относительно друга и центра ядра, положении, почти в одной плоскости. Красиво смотрится, ярко освещённое солнцем, его бело-розовое спортивное крыло. На лице счастливая улыбка, небольшой крен с выносом наружу спирали. Вновь на большой высоте, не перестаю удивляться, этому необычному для нормальной земной жизни, эффекту относительной скорости. Кажется, что ты почти неподвижно висишь в воздухе, а другой параплан на встречном курсе, ну просто ракета, стремительно летающая вокруг тебя. Это напоминает далёкое детство и катание на цепных каруселях в парке. Весело, появляется физическое ощущение самоцентрирования крылом потока. Особого контроля клевантами не нужно, достаточно крена в подвеске. Кажется, что оба параплана в этом круговороте связаны между собой незримой прочной нитью. Вот оно настоящее наслаждение свободным полётом. Вертикально под нами быстро удаляется старт, горизонт расширяется, атмосфера становится прозрачней, прохладней, меняет свой привычный цвет. Подобное можно увидеть лишь из иллюминатора самолёта или стоя на вершине высоко в горах: небесный свод имеет иной, чем на земле, тёмно-фиолетовый цвет.

Начинает слегка покачивать. Уже больше километра, я осматриваюсь, что там выше над головой? Словно у гигантского осьминога, кругом над нами кипят туманные, шевелящиеся и вращающиеся, щупальца-космы. Около 1400 м над стартом, мы под этими живыми лохмотьями тумана, торможение подъёма, болтанка. Пора уходить из термика в дальний путь.

Что ждёт тебя в стране далёкой...

Практически одновременно, поглядывая друг на друга, направляемся в сторону Сарагаша. Жаль, нет GPS и акселератора, у меня ощущение, что медленно пробиваемся против встречного ветра. Вариометр запел на снижение, всё отпущено, я вытягиваю ноги и пытаюсь даже лечь в подвеске, чтобы максимально уменьшить сопротивление. Замечаю правее нас на большой скорости, стремительно стригущую лохмотья тумана, дельту. Минуса издевающе возрастают, в противовес ожиданиям засасывания в облако. Хочется сейчас иметь скорость дельты и быстрее выскочить из этого неприятного "слива". Сколько это может продолжаться? Высота уже тает быстрее подъёма - 5 м/сек. Что делать? Внизу Сарагаш, ухожу влево к "проверенной" ферме на окраине посёлка. Володя прочёсывает направление прямо вдоль дороги на деревню Ворота, правее и впереди в нашей "шеренге" летит Соколовский Саша. Широкие и узкие круги над большой совхозной фермой. Ничего нет, здесь всё подавлено. Что дальше? Лесополоса на границе посёлка и степи. Пусто. Земля уже низко - ближе к дороге, небольшой скошенный пятачок. На высоте около 50 метров, над телефонной линией рядом с дорогой, прибор меняет тон звука и умолкает. Виток над пятачком, и тишина. Посадка. Надо мной, вдоль дороги, тихо опускается Владимир и садится дальше за перегибом. Правее дороги, в высокой траве, сел Саша. Степь, словно сковорода, пышет на солнце жаром. Я просто обескуражен таким неожиданным поворотом дела, что за "бомбометание" сегодня? А ведь всё так красиво начиналось. Настроение подавлено от такого неожиданного "сюрприза". Позднее, я поинтересовался у Круглова Алексея высотой сегодняшнего набора в стартовом термике + 1750 м, разница в высоте подъёма, говорит об опускании облачной базы на 350 метров. Похоже, мы попали в самый пик процесса распада облака. В пользу этой версии говорит ещё и тот факт, что до и после нас народ прошёл Сарагаш и улетел дальше. Дельта, летевшая с нами, тоже далеко не ушла. Увы - теоретическая и техническая подготовка - это всего лишь начало непростого пути. Забегая вперёд, хочу отметить - не только для меня, это было началом полосы неудач на этих соревнованиях.

Уложившись, собираемся вместе и идём к окраине посёлка. Здесь сидит Женя Ковешников и ждёт машину. Появившийся Максим Волошин, на УАЗе вновь завозит нас на старт. Тут узнаём о падении, на подлёте к деревне Ворота, капитана томской команды - Евгения Антипова. Павел Макаров передал по рации, что видел внизу спиралящий фиолетовый "Вэрриор", который лежит на земле, и теперь он к нему спускается для оказания помощи. Точной картины из-за чего произошло на высоте 40-50 метров сложение крыла, с последовавшей за этим стремительной авторотацией и жёстким ударом пилота о землю на вираже, я так и не узнал по сей день. Вероятней всего, фактор времени на предельно-низкой высоте, не позволил использовать спасательный парашют. Закрытые переломы обеих ступней ног и бедра, возможно и другие внутренние травмы - стали итогом этого тяжёлого происшествия.

Слава богу, у Евгения сейчас всё в порядке, а тогда травмированного, Владимир Задорожный транспортировал в больницу райцентра Новосёлово. На следующий день, с полученными на старте переломами, туда же попал мой компаньон - Владимир Глотов. Вертолётом санавиации парней позже перебросили в Красноярск и далее они попали на долечивание домой в Томск. Как курьёз, вспоминаю вечер этого дня. Впервые дегустировал купленную в магазине Сарагаша местную водку с очень символическим названием - "Минуса".

Пора и честь знать

В четвёртом упражнении, после травмы Володи Глотова и усиления ветра, старт был закрыт по метео. Это серьёзно сказалось на окончательном результате, лидировавшего и не улетевшего, Алексея Круглова. Что-то подобное, в смысле травмы, могло тогда произойти и со мной. Неожиданный первый порыв ветра надул мой, безмятежно лежащий на склоне, Корвет. Удачно стоявший сзади крыла Максим Волошин, погасил его, но меня протащило в подвеске несколько метров на спине и боку. Тогда я не придал этому происшествию особого значения, а зря.

После старта в пятом упражнении вдруг выяснилось, что вариометр живёт своей, особенной жизнью. Вечером, разобрав его в лагере, я нашёл и устранил смехотворную неисправность, полученную от резкого сотрясения прибора. А тогда мы летали независимо друг от друга, причём его успехи были значительно круче. Таких невообразимых завываний от максимума до минимума, ещё не приходилось слышать. Пришлось его отключить. Догадываюсь, как долго я веселил оставшийся на старте народ, словно пинг-понг в одиночку, повторяя наборы по несколько сотен метров и вновь вываливаясь из скошенных потоков почти до земли. Жаль, но чуда не произошло. Гравитация всё равно победила.

Между тем, народ летел очень красивое упражнение в обалденную по красоте погоду. Надо было пройти через большую долину вдоль автотрассы на север к ППМ-у на перевале (шашлычная на границе Хакасии и Красноярского края), вернуться к старту и лететь вдоль гряды на финиш в лагерь. Кувыркаясь в потоках без прибора, всё же времени даром не терял, любуясь происходящим действием. Кто-то "помирает" в долине, кто-то находит поток и, вновь "на коне", продолжает двигаться вперёд среди белоснежных кумулусов. Заключительная "дуэль" между Сергеем Острицовым и Алексеем Кругловым, развернулась над головами сидящих на старте. Бесшумно на очень длинных долётах, уже не высоко, они прошли в сторону лагеря. Сергей идёт ниже, пройдя ещё немного вдоль гряды, видим его посадку, недалеко от берега водохранилища. Алексей исчезает из нашего поля зрения за гребнем высокой сопки - Ворчи. Вернувшись в лагерь, узнаем о его успешном финише.

Сложно сказать, что помешало мне в крайнем шестом упражнении уйти на дистанцию. Вероятней всего, предыдущие неудачи наложили свой отпечаток. Пересидев на старте, после нескольких попыток я так и не смог нормально зацепиться за лифт. Между тем, самые рьяные улетели. Гроза, которая подкралась сбоку на самом длинном 70-ти км пути до райцентра Шира, прервала неплохо складывавшееся упражнение. Пара запомнившихся фраз непосредственных участников этой "заварушки", услышанная вечером в лагере. Алексей Круглов: "Мама дорогая, ховайся кто может! ". Денис Гордеев, рассказывая Марине Захаровой: "Представляешь, ничего не делаю, а тысяча метров сама по себе в приборе нарисовалась! ".

Первое место в упражнении и общем зачёте у Валеры Задорожного. Отлично сработала "фирменная" тактика. Он успел проскочить перед грозой, вероятно получив ещё и "пинка" сзади. По "уважительной" причине до финиша не добрался никто. Второе итоговое место у Сергея Острицова: "Таскал балласт все упражнения, а когда действительно понадобился, забыл в лагере". Третье место у "казаха" Алексея Круглова.

Победители получили достойные призы: телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон. Все вволю налетались, накупались, загорели и довольные разъехались по домам. Вспоминая нынешней, неприлично холодной зимой, тёплое хакасское солнышко, родился это "опус". С 22-го июня по 3 июля этого года, там же в Сарагаше, проводится Зона Сибири и "пока без Дальнего Востока". Мы собираемся туда снова. А Вы?

Александр Токарев

Веб-страница создана: 05.05.2009, изменена: 05.05.2009
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.