Мечты сбываются – человек может летать!
 
 

Рабочие частоты

  • 144 600 – основная;

  • 144 800 – резервная.

Не забудьте зарядить рацию и телефон!!!

И взять с собой тоже не забудьте!

Зимний кайтинг

В прокате имеются гоночно-фрирайдовые кайты Dune Rash ICE, площадью 4, 5 и 7 кв.м, трапеции с роликами.

Подробнее...

 

 

Михаил Фарих

"Только теперь, после пятидесяти, я понял, что состояние полета — одно из естественных состояний человеческого организма. Летать так же нормально, как ходить, лежать, плавать, сидеть… Только отчего-то большинство людей об этом не догадываются. Ходят, бегают, плавают, но не летают."

Почитать

 

Обсуждение статей и новостей

28.03.2021 19:16

Всем привет! сайт живой ещё? сколько будет стоить прокат Кайта и гидрокостюма в конце мая 2021 года?

23.07.2018 15:13

Молодец! Поступок достойного человека. Уважение и почет !. Крепко жму руку и поздравляю с участием в успешной спасательной операции.

04.06.2018 15:56 ivan

Во вторник (05.06.18) в 18.30 по адресу ул. Байкальская, д.263 проведем собрание по итогам прошедшего спортивного соревнования. По плану: - награждение призеров; - вручение дипломов всем участникам; - вручение благодарностей; - "разбор полетов", в рамках...

16.05.2018 16:10 ivan

24 го числа мая в 18:00 по адресу Байкальская 263, пройдет семинар по полетам на соревнованиях, расскажу про использование приборов. постановку задач и т.п. сразу после него в 19:30 – проведем брифинг, регистрацию пилотов и решим все орг. вопросы.

 

 

Наши друзья

www.paraplan.ru

www.angara.net

 

Дилер в Иркутске:
Негрий Оксана
Тел: +79832480092

 

 


Хакасия 2000. Часть II

Из армейского эпоса:

- Чем офицер отличается от академика?

- Академик всё знает, но никого не учит; офицер ничего не знает, но.. ...

Прочитав рассказ о Хакасии, мой приятель из Питера, Олег Шагов, посетовал на то, что тот быстро закончился. Да простят меня "академики" от парапланеризма за возможное неверное толкование событий и явлений, но молодым "прапарам" вероятно кое-что из моих "офицерских" наблюдений может пригодиться. Постараюсь быть беспристрастным, но некоторые истории передаю со слов их участников и могу что-то "напутать".

Старт на гребне Лиственной

Впервые попав на место будущего старта, честно говоря, у меня закрались сомнения, что здесь можно высоко улетать. На первый взгляд всего лишь неплохое обзорное место, по-своему красивое и воздушное. Высокая сопочная гряда

уходит далеко на юг, севернее старта она имеет изгиб на восток. Стоящие дугой склоны и нижняя поляна, с раннего утра и почти весь день освещены солнцем. Перепад высот 200 метров. На удалении около километра, длинным языком врезавшимся в сушу, плещется большой залив, а за ним и само не малой площади Красноярское водохранилище. Его тёмно-синяя поверхность, покрытая рябью, контрастно выделяется на светлом фоне степи. С обратной стороны стартового гребня-гряды раскинулся посёлок Сарагаш. Словно погранзастава, стоит он на пути единственного прохода-ворот в нашем гребне, отделяющего безлесые хакасские степи от долины Енисея. Разбросанные веером степные дороги вливаются в Сарагаше в основную автотрассу Абакан-Красноярск. Вырвавшись через природный проход в долину Енисея и, описав дугу, автотрасса поворачивает налево и на удалении около 500 метров, проходит параллельно гребню. Правее старта на трассе находится АЗС. Водители с интересом наблюдают за летающими над склоном парапланами и дельтами, а оставленные внизу у дороги без присмотра крылья могут "нечаянно" прибрать с собой, что однажды почти произошло с одной из упакованных дельт. Зачем это людям, толком не знающим что с этим "добром" делать?

Краткое отступление. Со студенческой поры я был воспитан материалистом и наивно считал, что степенью материального положения народа во многом определяется его менталитет. Будучи как-то в Тибете, своими глазами увидел несоответствие в жизни этой теории. Поверьте - тибетцы значительно беднее россиян, но вещь, оставленная в горах может быть взята лишь с разрешения хозяина. Проблема в другом....

При антициклоне на длинный поросший травой, а местами березняком, склон, со стороны почти плоского степного берега водохранилища дуют метеоветра восточного, северо-восточного и юго-восточного направлений. На гребне создаётся динамик, обычно нормальный для парапланов, а при усилении ветра торжествуют дельты. С утра, пока старт активно обживается, маловетренно, жарко, но часов с 12 дня начинают появляться характерные периоды усиления и ослабления ветра. Воздух начинает постепенно "закипать" в районе большой "таблетки", прямо под стартом. Естественно, это время начала "небесной кухни" и затухание термички обычно приходится на 17 часов дня, когда солнце светит с другой стороны гребня. Как правило, стартовое окно открывалось с 13 до 16 часов, и некоторые пилоты успевали стартовать два и более раз. Иногда, после "провальной" попытки, даже прилично улетев за Сарагаш, где бегом, а где "парастопом", сильно страждущие добирались вновь на старт.

Краткое отступление: Такая специфика парапланерных соревнований вызвала у меня улыбку. Конечно "колхоз - дело добровольное". Забавно, когда пилот, явно вывалившийся на маршруте, снова мчится на старт и теперь хорошо

 
улетает. Видимо каждый ищет что-то своё: кому "кровь из носа" нужны очки, рейтинги, реклама производителя, премиальные, а кому просто удовольствие от высокого полёта.

По вершине стартового гребня, среди сочной зелёной травы, разбросаны крупные плоские скальные плиты, тенью которых мы частенько пользовались, дожидаясь улётной погоды. Впоследствии, при проведении четвёртого упражнения, они сыграли свою коварную роль...

Тогда, во время одного из усилений ветра на бело-розовом "Эклипсе", попытался стартовать томский пилот Владимир Глотов. Только начавшее подъём крыло немного перекосило и порывом ветра пилота буквально выплюнуло на вершину гребня в одну из лежащих каменных плит. Первый удар пришёлся на голову, хорошо защищённую каской, но следующий удар телом о соседнюю плиту привёл к перелому ключицы, лопатки и нескольких рёбер. Старт, естественно, сразу был закрыт - оказание медицинской помощи, эвакуация в больницу. Тяжёлый и обидный урок, особенно для пострадавшего. Вот так нелепо, находясь на старте, можно получить серьёзные травмы и закончить полёты.

Ещё одну неприятность здесь может устроить ротор с обратной стороны гребня. В первый день облёта старта, засидевшийся народ кинулся на освоение "целины". Мне запомнился момент, когда барнаульская пилотесса Марина Захарова, практически сдутая за гребень, чудом ушла от возможной переделки.

Как тут с термиками?

Если кратко - они, конечно, есть, иногда весьма оригинальные. Что ни день, то фокус. Вчера они шли прямо в лоб на старт, а завтра они в стороне. Место прохождения термиков сильно зависит от направления метеоветра и бризов, хотя

 
гнездо отрыва почти всегда одно - нижняя поляна и на ней круглая возвышенность - "таблетка". Запомнился интересный термик второго упражнения, вернее его местоположение относительно старта, с трудом обнаруженный Колей Крушевским. Как ни бились разведчики, но вчерашняя дежурная "таблетка" не хочет работать. Над гребнем приличный динамик, ветер боковой слева, на небе ни облачка. Возможно от отчаяния, а может от премудрости какой, Коля направил свой "Прокси" вообще от гребня вправо в долину к АЗС. Пройдя уже за автотрассу с низкой высоты, он вдруг резко начал вспухать. Поначалу мало кто придал этому значения - в этот день попадались шальные пузыри и рваные термики - но набор не прекращался. Демонстрация отличной техники обработки потока, быстро пробудила народ. Вслед за Крушевским, на точно таком же крыле, за термик зацепился красноярец Женя Ковешников. Сильный, скошенный термик шёл ровной колонной. Отчётливо угадывались границы его наклонной траектории. Наблюдаем картину: если Коля с каждым витком поднимается всё выше, то с Женей происходят казусы. Неплохо начав обработку, он периодически стал вываливаться в подветренную зону потока. После очередного значительного ухода в зону сильного нисходняка, он так и не смог вернуться в поток, и с высоты 1250 м полетел на маршрут. Наглядный итог качества обработки одного и того же термика: Коля выбрал весь лифт и превратившись в едва заметную в небе точку, с солидным запасом в 2500 м, уверенно ушёл на 50 км.

Приключения во втором упражнении

В этом термике побывали все пилоты, летевшие гонку до цели 50 км. Я тоже воспользовался этим лифтом и уроком. Когда я до него добрался, то был сильно удивлён, обнаружив настоящий источник схода термика. Это не была АЗС, единственное здание-возвышение с асфальтовой площадкой среди степной долины. Это был небольшой, заросший травой, карьерчик-лощина, в стороне от автотрассы и АЗС. В отличие от спокойных вчерашних потоков, этот сразу демонстрирует свою резвость до +6 и чуть выше. Ощутимо болтает, периодически чувствуются удары по крылу, но сложений нет. Вспоминаю оставленный дома Competition "Гранд", с ним такая трёпка даром точно бы не прошла. Помня урок, стараюсь держаться ближе наветренной стороны термика. Несколько раз резко вываливаюсь вперёд и вбок. По углу наклона и расположению земного источника потока, делаю поправку в траектории полёта и возвращаюсь в него обратно. Убеждаюсь в необходимости обязательной периодической протяжки против ветра и подходу к наветренной кромке. Здесь подъём ощутимо сильнее. Без протяжки постепенно теряешь ядро и оказываешься в подветренной слабой зоне, а так и вообще вывалиться из потока недолго.

Пришло время идти на переход. Ещё "парясь" на старте, мне пришла в голову идея идти на цель не вдоль автотрассы,

 
как полетел весь народ, а левее вдоль прибрежной сопочной гряды. Примерно в 13-ти км от старта, за нашим лагерем, водохранилище имеет ещё один длинный поперечный залив, который можно пересечь по воздуху и далее над степью выходить к селу Первомайское и дальше вдоль автотрассы на финиш к селу Знаменка. Первая часть этого пути вдоль гряды мне показалась проще. На возвышенном рельефе легче, чем на плоском степном, находить местоположение термиков. А дальше, как бог положит, через залив и степь. Эта самонадеянность плюс недостаточный опыт меня и подвели. Перешёл вдоль гряды к новому термику, сходящему прямо со скальной вершины другой сопки. Набираю. Повадки у этого потока точно такие же, скос немалый. До конца не добрав, иду к следующей горке. Осматриваюсь по сторонам и вниз. Ниже справа замечаю, как из глубокой спирали выходит синее крыло, резвится кто-то или вывалился, непонятно. Кто бы это мог быть? Таких синих крыльев здесь несколько. Вроде всё в порядке, летит дальше. Однако красиво народ летает, нам бы так... Позже я узнал, что это было 60% ассиметричное сложение у Кравцова Саши при попадании в срез потока. Саша на собственном опыте узнал, что такое сертифицированный Standard и, кажется, остался доволен. Слава богу, я такой участи миновал и сложений не было. Зато, болтаясь в
 
рваном четвёртом термике за нашим лагерем, меня по-настоящему укачало. Никогда до этого я не слышал о таком явлении от пилотов. Понятно, такой случай нетипичен и я столкнулся с этим впервые. Что делать? Смена направления спиралей облегчения не даёт, термик бросить жалко. Ещё одна проблема встала остро: как всё сделать, кружась словно на карусели в потоке, при этом парапланерный защитный шлем на голове имеет несъёмный подбородник... В общем, у меня получилось.

Но тут новая проблема. То ли под действием произведённого эфекта, то ли ещё от чего, но я потерял поток на средней высоте. Порыскал, порыскал, не нашёл. Маловато будет, что делать? Вперёд, выноси кривая. Вроде можно попробовать через залив. Ого, нисходняк до - 4 м/сек! Такая перспектива обещает купание в заливе. Жаль что здесь не Турция и спасательный катер подать некому. Тогда вправо вдоль залива в степь, поближе к автотрассе и основному коридору, где летит вся публика. Минуса не прекращаются, быстро приближается земля. С тоской вспоминаю концовку первого упражнения, когда за Воротами был откровенный слив. Внизу посреди степи, в полном разгаре идёт механизированная заготовка сена. Много же здесь тракторов, автомобилей и разных агрегатов. Может тут, на издыхании, что-нибудь получится. Пузырь. Виток. Другой. Земля. Стою на скошенном поле среди остановившихся тракторов. Финиш. Нет в жизни счастья! Почему вывалился из пузыря? А это кто так низко подлетает? Я уж было обрадовался, а он цепляется почти у земли за пузырь и, набирая, уходит. Направление ветра здесь другое - вдоль долины - шляпа! Внимательней надо быть... Подошедшие основательные деревенские мужики автографы просить не стали, а пощупав тонюсенькие кевларовые стропы и глядя на меня - странно заулыбались. В довершение недолгой нашей беседы, подлив горечи: "А этот-то улетел" - они продолжили своё мирное дело. Пройдя с рюкзаком по степи километра три вдоль русла ручья, я вышел к мосту на автотрассе, где меня удачно на джипе подобрал кемеровчанин Яша Колесник. Попутно я узнал, что барнаулец Ваня Абабков, севший за мостом, летел без вариометра. Конечно 17 км без прибора круче, чем почти столько же с прибором, но хрен редьки не слаще, финиш остался ещё ой как далеко для обоих. В лагере я узнал интересные подробности сегодняшнего финиша. Серёжа Острицов, первым подлетая на выжатом акселераторе к финишу со скоростью по GPS равной 90 км/час, был озадачен в прямом смысле неожиданно "свалившимся с неба" в глубокой спирале и шедшим выше, Алёшей Кругловым. Ох уж эти тест-пилотские штучки! А вот первая ласточка, улетевшая сегодня с приличным отрывом по времени, Коля Крушевский, финишировал через 1 минуту после лидеров. Можно представить досадные чувства Николая, который прошел лидируя в одиночку гонку 50 км и затем 15 минут висел на 1500 метрах в поисках финишного створа, которым были два трудноразличимых с этой высоты и далеко не белоснежных матраца, выложенных Главным судьёй. Севшие на финиш лидеры, стали главным ориентиром для Коли. Через 6 минут финишировал Валера Задорожный и позже, выживший в катаклизме и немало удививший своим появлением всех, Кравцов Саша. Немного не дотянул Павел Макаров. В очень серьёзную переделку, в районе того же моста на автотрассе, попал Женя Ковешников. Идя на высоте около 300 метров, он повстречал зарождающийся смерч,

 
пылевой столб которого был ещё мал и, видимо, показался Евгению неопасным. При входе в него произошло мощное асимметричное сложение, перешедшее в стремительное спиральное вращение. Первая попытка противостоять опасному режиму закончилась "галстуком" подсложенной стороны. Дальнейшие манипуляции с крылом, в конце концов, помогли избавиться и от "галстука", но это было уже на высоте 30-40 метрах от земли. Благополучная посадка завершила эту историю.

Скрасило вечер этого дня другое событие. Красноярцы позвали с собой полетать в вечернем динамике на западной гряде стартового массива. Мне показалось, что никто из поехавших не пожалел об этом. По просьбе Максима Волошина мы поменялись крыльями, и я летал на его "Прокси". Павел Макаров летал на новом "Дарте" Алёши Круглова, Наташа Ковязина мужественно боролась на древнем "Полете". Очень крутой склон западной гряды, перепад метров 300, идеальный предзакатный динамик, поднимающий нас без проблем ещё на добрую сотню метров над стартом. Паря в его прохладе на летучих спортивных крыльях, можно полностью расслабиться после дневной трёпки и читать книжки. Малиновый солнечный диск, уходящий за гребневые контуры на горизонте, хрустально-прозрачное небо и огромная безлесая долина, погружающаяся в ночные сумерки - достойный аккорд уходящего дня... Так думал я тогда.

Закон Мэрфи гласит: Если вам кажется, что у вас всё нормально, значит, вы просто чего-то не замечаете. Согласен. Вернувшись ночью в лагерь, я узнал что получил "баранку" за сегодняшнее упражнение. Главный судья, Владимир Задорожный, мне популярно объяснил правило "Номер один": Вернувшись с маршрута, первым делом - поставь на карте у секретаря свою посадочную точку. Эх, опыт сын ошибок трудных... А всё же, денёк был что надо!

 

 

Продолжение следует...

Александр Токарев

Веб-страница создана: 05.05.2009, изменена: 23.06.2017
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.