Классификация парапланов
Уровень пилотов Сертификация | Начинающие пилоты1 | Подготовленные пилоты2 | Опытные пилоты3 | Пилоты-спортсмены4 | Очень опытные пилоты5 | ||||||||
LTF (была DHV) (немецкая) | DHV 1 | DHV 1-2 | DHV 2 | DHV 2-3 | open class | ||||||||
low | high | ||||||||||||
CEN (европейская - пришла на смену AFNOR) | CEN A | CEN B | CEN C | CEN D | |||||||||
AFNOR | Standard | Performance | Competition | ||||||||||
Часов налету6 |
|
Начинающие пилоты1 - это пилоты, которые только прошли или собираются пройти обучение.
Подготовленные пилоты2 - это пилоты, которые имеют полгода стажа полетов и налет не менее 10 часов (пилоты выходного дня).
Опытные пилоты3 - это пилоты, которые имею опыт полетов 1,5 - 2 года и налет не менее 50 часов и имеющих ежегодный налет боллее 50 часов.
Пилоты-спортсмены4 - это пилоты, которые имеют стаж полетов не менее 3х лет и регулярно участвуют в соревнованиях.
Очень опытные пилоты5 - :-), те кто постоянно летает на соревнованиях международного уровня или просто не дорожит своей жизнью.
Часов налету6 - минимальный налет при котором можно переходить на модель параплана данного уровня.
Для простоты понимания будем рассматривать классификацию парапланов на примере немецкой сертификации LTF (ранее была DHV)
Проилюстрируем для большей наглядности. :-)
DHV 1 - парапланы с простым характером, прощающие практически любые ошибки пилота.
DHV 1-2 - парапланы с достаточно простым, приятным характером.
DHV 2- парапланы, требовательные к пилотированию. Могут иметь резкие реакции на турбулентность и ошибки пилотирования. Рекомендуются регулярно летающим пилотам.
DHV 2-3 - парапланы, очень требовательные к пилотированию. Могут иметь резкие реакции на турбулентность и ошибки пилотирования. Рекомендуются опытным, регулярно летающим пилотам.
DHV 3 - парапланы с очень высоким уровнем требований к пилотированию. Могут иметь исключительно резкие реакции на турбулентность и ошибки пилота. Пилот практически не имеет права на ошибку. Только для пилотов экспертного уровня.
Это, так сказать, описательная часть. А сертификация как таковая подразумевает испытания параплана по двум группам тестов:
Прочностные испытания:
проверяется способность параплана выдерживать динамическое и статическое нагружение. Сертифицированный по DHV параплан обязан выдерживать 8G в динамике. Прочностые испытания параплан либо проходит, либо не проходит, результат в баллах не выставляется.
Лётные испытания:
проверяется способность параплана производить беззопасные взёлт, посадку и изучается поведение параплана на выходе из нештатных режимов полёта (всего 14 тестов). Каждый тест оценивается по шкале DHV. Для каждого теста методика выставления оценок своя. Приблизительно это выглядит так:
Оценка 1 -- параплан выходит из режима самостоятельно, быстро и плавно, отклонение от траектории минимальное.
Оценка 1-2 -- параплан выходит из режима самостоятельно, относительно быстро и относительно плавно, отклонения от траектории небольшие.
Оценка 2 -- для выхода из режима может потребоваться небольшое управляющее воздействие. Выход может быть замедленным, отклонения от траектории умеренные.
Оценка 2-3 -- для выхода из режима может потребоваться быстрое и точное управляющее воздействие. Ошибка пилота может спровоцировать переход в другие опасные режимы полёта. Выход может быть замедленным или не наступать без управляющего воздействия. Отклонения от траектории значительные.
Оценка 3 -- для выхода из режима требуется быстрое и точное управляющее воздействие. Ошибка пилота усугубляет опасный режим или провоцирует смену опасного режима. Выход из режима крайне медленный или наступает только после управляющего воздействия. Отклонения от траектории очень велики.
Результирующая оценка параплана по результатам лётных испытаний DHV берётся как наихудшая оценка отдельного теста. Неважно, получил параплан 10 оценок 2-3 или одну - всё равно он будет 2-3.
DHV - субъективная система тестирования в части лётных испытаний. Тест-пилоты выставляют оценки исходя из собственного видения ситуации, средств объективного контроля в рамках лётных испытаний DHV не применяется. Известны случаи, когда DHV явно завышала или занижала оценки по лётным испытаниям для тех или иных парапланов исходя из политических и рыночных соображений. Впрочем, случается это крайне редко.
Теперь - о мифах.
1. Никакая сертификация не описывает и не регламентриует вход в опасные режимы полёта. Параплан класса DHV 1 имеет право складываться или срываться хоть раз в 10 секунд -- имеет значение только способность параплана выходить из режима, то-есть пассивная безопасность параплана. В среднем парапланы нижних классов сертификации достаточно редко входят в опасные режимы полёта, но сертификацией это не гарантируется.
2. Сертификация никак не связана с уровнем лётно-лехнических характеристик (ЛТХ) и с геометрическими характеристиками параплана. В целом с повышением класса сертификации удлинения растут, а ЛТХ повышаются -- но сертификация никак это не регламентрирует. Для примера: разброс удлинений в классе DHV 2 сейчас составляет примерно единицу (диапазон 5.0 - 6.0). Реальное а/д качество может также различаться примерно на единицу или больше, макс. горизонтальная скорость -- на 5-7 км/ч. И всё это -- при сохранении постоянного уровня пассивной безопасности, гарантированного сертификацией.
2009 год
Тарасов Алексей
ака theoretic