Мечты сбываются – человек может летать!
 
 

Рабочие частоты

  • 144 600 – основная;

  • 144 800 – резервная.

Не забудьте зарядить рацию и телефон!!!

И взять с собой тоже не забудьте!

Зимний кайтинг

В прокате имеются гоночно-фрирайдовые кайты Dune Rash ICE, площадью 4, 5 и 7 кв.м, трапеции с роликами.

Подробнее...

 

 

Михаил Фарих

"Только теперь, после пятидесяти, я понял, что состояние полета — одно из естественных состояний человеческого организма. Летать так же нормально, как ходить, лежать, плавать, сидеть… Только отчего-то большинство людей об этом не догадываются. Ходят, бегают, плавают, но не летают."

Почитать

 

Обсуждение статей и новостей

28.03.2021 19:16

Всем привет! сайт живой ещё? сколько будет стоить прокат Кайта и гидрокостюма в конце мая 2021 года?

23.07.2018 15:13

Молодец! Поступок достойного человека. Уважение и почет !. Крепко жму руку и поздравляю с участием в успешной спасательной операции.

04.06.2018 15:56 ivan

Во вторник (05.06.18) в 18.30 по адресу ул. Байкальская, д.263 проведем собрание по итогам прошедшего спортивного соревнования. По плану: - награждение призеров; - вручение дипломов всем участникам; - вручение благодарностей; - "разбор полетов", в рамках...

16.05.2018 16:10 ivan

24 го числа мая в 18:00 по адресу Байкальская 263, пройдет семинар по полетам на соревнованиях, расскажу про использование приборов. постановку задач и т.п. сразу после него в 19:30 – проведем брифинг, регистрацию пилотов и решим все орг. вопросы.

 

 

Наши друзья

www.paraplan.ru

www.angara.net

 

Дилер в Иркутске:
Негрий Оксана
Тел: +79832480092

 

 


Ночной полет

Стояла золотая осень 2010 года. День для парапланерных полетов с горки был не очень хорош. Ветер был юг, юго-восток и не сильный. Приехали на горку в район п. Бозой. Постояли на горе Баянгазуй. Посмотрели на окружающие окрестности (которые видели уже не один десяток раз) и небо с причудливыми облаками (вот здесь, сколько не смотри всегда оригинально без повторений). Погода «дохлая». Ветра почти нет и перспективы его появления невелики. А какие полеты без ветра. Нужно ведь оторваться от земной поверхности и только потом можно рассчитывать на то чтобы удержаться в воздухе какое-то продолжительное время, опять же либо за счет встречного ветра, либо за счет восходящего воздушного потока. По сути того же ветра, но только направленного не по горизонтали, как обычно, а вертикально, снизу вверх. Такой восходящий воздушный поток называется термическим потоком, сокращенно термиком. Возникает он по причине того, что воздух, нагревшись от поверхности земли, поднимается вверх, замещая более холодный. Как вода в кастрюле – на плите или костре. Все что в нем в это время находится – пыль, прошлогодние листья, птицы или парапланерист поднимаются вместе с ним.

В дали в стороне поселка Ахины вырисовывались несколько облаков. Явный признак того, что там есть термики. Облако по сути это застывший результат термического воздушного потока. Теплый воздух, поднимаясь на высоту, охлаждается и вместе с ним охлаждаются пары воды. Достигнув определенной температуры близкой к 0 градусов по цельсию, пары воды, переходят в полужидкое состояние и образуются микро капли тумана. Это туман и видится с поверхности земли как облако.

Собственно логика здесь простая. Есть облака значит есть термики. Есть термики – значит может быть и ветер, достаточный для парящего полета. После небольшого совещания всей компанией на трех машинах поехали к Ахинам.

Дорога в этих местах обычная грунтовка, т.е. сильно не разгонишься. Из крупных населенных пунктов Гаханы и Байтог. Если первый особо ничем не примечателен. Несколько десятков домов, растянувшихся вдоль дороги, то второй для иркутских парапланеристов запомнился особо по причине неадекватностью местных жителей.

Дело в том, что как раз над деревней возвышается достаточно высокая сопка с перепадом высоты под 150 метров и весьма крутым склоном на южный, юго-западный ветер. Размеры по подошве сопки около двух километров, а значит она вполне летабельна. Единственный существенный недостаток у «горки» (парапланерный сленг. В переводе на обычный язык место старта для полета на пароплане) – то, что внизу местами плотно стояли дома и посадка была частично затруднена. Однако в целом между домами были большие промежутки и сесть было где, хотя и с некоторой рулежкой.

На заре паропланерного движения (2005 – 2007 годы), когда в окрестностях Иркутска, велся активный поиск мест, подходивших для старта, эта горка. естественно, не осталась без внимания. Инициативная группа в составе 2-х 3-х человек при первом выезде констатировала: гора хороша – надо осваивать. В следующий раз подтянулись уже человек 5. Но вот незадача местные жители (деревня бурятская) совершенно неожиданно совершили нападение на готовившихся к старту парапланеристов. При чем нападение произошло не только неожиданно, но и с использованием мотоциклетной техники. Если точнее, то толпа человек шесть семь вывалила из леса на поляну, где раскладывались парапланеристов. Один из наиболее резвых взял и в прямом смысле наехал на подготовленный к полету купол (пароплан) Степаныча (Николай Степанович Суроегин), порвав его в нескольких местах. До драки слава богу не дошло, парители мужики взрослые и уравновешенные, а нападавшие в основном деревенские малолетки, которые напасть то напали с дури, а когда огляделись и увидели, что кругом взрослые мужики, да еще которые не только их не боятся, но еще и по башке могут надавать, то боевой задор сразу спал. В общем громко поговорили. Даже покричали. На этом все. Суть претензии сводилась к тому, что на горе есть святое, для местных жителей, место, а парапланеристы, летая над этой сопкой могут его осквернить. В общем собирайте свои вещи и валите откуда пришли. Плюс местный шаман (как потом выяснилось) очень негативно отозвался о таком поведение приезжих из города в районе святого места. Прямо указав, что и засуха (уже второй год было мало дождей и трава не успевала вырастать, а значит мало кормов для коров и овец) от того, что местный дух гневается на жителей Байтога за то, что они не оберегают местность от приезжих.

В итоге перепалки была испорчена не только поездка и летный день, возник материальный ущерб (порванный параплан). Кроме того, само доброе имя парапланеристов парителей, покорителей воздушной стихии, было покрыто нехорошими словами. Доброе имя – важное обстоятельство жизни любого человека. Как правило раньше окружающие парапланеристов нелетающие люди ничего кроме восхищения и уважения не выражали. А тут такое: не только не восхищаются, но еще и кроют последними словами, ущемляют в правах и возможности летать где хочется. Опять же все парапланеристы такие же жители России, Иркутской области, как и жители Байтога и оснований запрещать им находиться в его окрестностях нет никаких.

Группа товарищей правильно рассудила и обратилась в органы местной власти с претензией на действия местных жителей. К достоинству нападавших надо отнести, что они не стали скрываться и пошли вместе в администрацию Байтога. Было написано заявление с претензией на действия нападавших и с требованием компенсации морального и материального ущербов. Дней через десять состоялся разбор на административной комиссии. Делегация парапланеристов в составе трех человек присутствовали на этом собрании. Итог разбирательств был достаточно объективным: разрешили парапланеристам летать на сопке в не пределах территории святого места и обязали нападавших компенсировать материальный ущерб. Материальной компенсации так и не получилось, но за то моральная победа была полной и безоговорочной. Заехали и к шаману. Поговорили с ним. Никаких наездов и претензий, а только извинения пожелания.

Вся эта история конечно не добавила популярности местной горке. Да и потом выяснилось, что она больше на юго-запад, а не на юг. Таких ветров значительно меньше, а значит и востребованность ниже. В итоге на горке, с соблюдением режима осторожности, летали еще пару раз и оставили ее в покое.

Проехали Байтог без остановки. В этом месте степные просторы перед деревней сужаются в саму деревню, к которой вплотную подходят окружающие сопки, покрытые лесом. Одна степная долина заканчивается и начинается другая долина, которая идет в сторону Ахин. При этом вначале широкой степной долины, между парой сопок, идет ответвление дороги влево в сторону деревни Вершина. Переехали мост через ручей, попрощались с Байтогом, и с небольшим поворотом на право пошли по долине в направлении Ахин. Добрались до Ахин, а потом и до нужной горки. Быстро выгрузились, взяли рюкзаки со снарягой и забрались на гору. Но вот с ветром не подфартило. Он был реально слабоват. Термичка еще немного была и периодически порывы ветра вселяли надежду на усиление до приемлемого уровня и потому решили подождать. Умение ждать очень важных навык парапланериста-парителя иркутского разлива. Без этого умения и без философского отношения к превратностям жизни невозможно сохранять спокойствие. Ведь часто бывает приезжаешь на полеты с шикарным прогнозом погоды, с отличным настроением и большими планами на высокие и продолжительные полеты. И …. Увы. Или ветер дует ни оттуда, или его нет, или сила его не та. От загораешь день на горе и вечером, не соло нахлебавшись, домой. Как здесь без философского отношения к жизни и стремлению наслаждаться ею в каждое мгновенье, даже сидя на солнцепеке на горке. Никак.

Полюбовавшись окружающими красотами решил пройтись по макушке сопки. Поднявшись немного повыше вышел на небольшую полянку метров сорок длиной и восемь – десять шириной. В конце поляна, растянутой вдоль макушки сопки, ближе к зарослям кустарника, переходящего в лес, увидел покосившегося идола. Подошел поближе. Идол был сделан из небольшого соснового бревна, высотой меньше двух метров и диаметром сантиметров 25 – 30. В верхней его части было выполнено стилизованное изображение человеческого лица. В общем классический вариант языческого божества из учебника истории. Хотя в тот момент мне почему-то подумалось, что может быть это изображение духа местной долины. Идол стоял не вертикально, а покосившись направо градусов на тридцать. Это создавало впечатление, что он как бы немного не здоров. Не красиво и неправильно. Недалеко от него нашел пару небольших камней. Поправил божество, затолкав со стороны перекоса, найденные камни. Ладонями собрал еще побольше песка, благо почва, в которой он стоял была песчаная, утрамбовал с перекошенной стороны. Получилось аккуратно и красиво. Полюбовался результатом. Божество стояло ровно и даже несколько просветлело своим ликом. После сделанного благого дела еще немного прошелся вдоль поляны и пошел на склон.

Ветер по прежнему был слаб, но делать нечего надо лететь или спускаться, т.к. уже вечерело. Один из нас – Сергей Артемьев разложил параплан, стартовал. Сделал несколько галсов вдоль склона с понижением и благополучно приземлился под горой. Больше желающих не нашлось и все размеренно спустились к подножью горы.

День стремился к окончанию. В этот раз у меня был с собой парамотор. Что бы совсем не было грустно решил взлететь и полететь по направлению к дому. Лететь предполагалось вдоль дороги и перед тем как стемнеет приземлиться. Благо Сергей Артемьев на этот раз был без машины и рулить на моем Форестере было кому.

Пока собирал парамотор коллеги собрались домой. Перед отъездом Степаныч предложил нам с Сергеем взять рации, что бы была связь. Но мы почему-то отказались. Зачем? Ведь и так все видно!

Собрал парамотор. Выставил приборы. Одел кокпит с вариометром и ДПС. На голову, на шлем, одел налобный фонарь, с тем что если стемнеет, то можно было подсвечивать приборы и по ним ориентироваться. К полету готов! Времени было около семи. Солнце высоко. Облачности никакой. Небольшой ветерок поддувал с нужной стороны. Взлетел.

Шикарные виды. Полет в идеальных условиях. Благодать.

К Ахинам полетел по прямой через поля. Сергей же поехал по дороге, которая шла по краю поля. После набора высоты увидел авто Степаныча в районе деревни. Мысленно еще раз с ним попрощался и стал забирать немного левее от дороги, чтобы достигнуть границы Ахин с Сергеем примерно в одно время и не нарезать круги в ожидании. Пролетев задуманный путь вышел на небольшой высоте (около 30 метров) к мосту через речку, где должен был появиться Сергей на авто. Пока его не было сделал круг над деревней, по возможности, не пролетая над домами, чтобы даже в воздухе не нарушать частные владения. При полете обратил внимание, что вариометр показывает отрицательные показатель уровня моего полета. Значит лечу уже под землей, а не над ней. С одной стороны, конечно прикольно, но с другой – высотомера у меня нет. (Зачем было налобный фонарь пристраивать для освещения приборов??) Можно ориентироваться только на собственные ощущениям высоты. После второго круга увидел как из деревни выезжает авто очень похожее на мое. Немного смеркалось и я пролетел над ним еще раз. Вроде оно. Движется не быстро. Похоже меня поджидает.

Визуальный контакт с машиной сопровождения установлен. Вперед по плану полета. С этим авто примерно ноздря в ноздрю мы и двигались километров десять. Я над речкой, а он по дороге. Стало немного смеркаться. Стал задумываться о посадке, но участок был неровный и подходящей площадки для посадки не находилось. Опять же рассчитывал на то, что сяду перед авто, что бы ему не возвращаться. Ушел немного влево с набором высоты, чтобы срезать по прямой зигзаг дороги и поискать посадку перед авто. Каково же было мое удивление, когда после того как стал снижаться подтягиваясь к дороге автомобиль вместо того, чтобы скинуть газ и меня подождать, вдруг прибавил обороты и быстро стал двигаться от меня в сторону Байтога.

Поначалу я обалдел. Как же так? Неужели он потерял меня из вида? Я ведь его не догоню! Если это не Сергей, то где Сергей? Пока я так раздумывал сумерки сгустились конкретно. Земли уже не было видно совсем. Вырисовывались только силуэты окружающих сопок и если снизиться, то можно было рассмотреть полоску дороги. При этом видно дорогу было плохо. Только силуэт и какая до нее высоты было совершенно не понятно. Полетел рядом с дорогой с понижением, чтобы было виднее, как вдруг вспомнил, что вдоль дороги идут столбы ЛЭП, встретиться с ними очень не захотелось. Набрал высоту для гарантированного преодоления столбов. Лечу, а кругом темень и куда садиться совершенно не понятно.

Впереди замаячили огни деревни Байтог. До него было километра два три. По прямой пять семь минут. Садиться в Байтоге? А в каком его месте? Где есть там площадка для снижения и посадки – без проводов, заборов, камней, ям и кустов? Ведь вся деревня заставлена заборами, столбами и проводами, со всеми вытекающими. Потому такая мысль отпала сразу же.

В этот момент, совершенно без причин задул порывистый ветер и стало сильно раскачивать параплан. Казалось бы почему, при отсутствии метео ветра за минуту до этого, в кромешной тьме (значит никаких прогревов и термических потоков) стали перемещаться воздушные массы и бросать меня в разные стороны под куполом. Такое впечатление, что кто-то мне хотел сказать: »Не надо дальше лететь! Пора приземляться! .» Почувствовав это обращение, притормозил движение вперед и стал забирать направо. Ветер стих и полет стабилизировался. Стал осматриваться. Когда заканчивал круг, на фоне контуров сопок вырисовывался распадок, за которым виднелись огни Байтога. Стал вспоминать и припомнил, что сразу же после проезда через деревню был небольшой мостик, после проезда через который дорога уходит правее в сторону Ахин. При этом слева от дороги за оригинальным забором было отгорожено большое ровное поле с зеленой невысокой травкой для выпаса скота. Идеальное поле для посадки. Стал снижаться (когда началась болтанка инстинктивно прибавил газу и видимо поднабрал высоты) и присматриваться к силуэту дороги. Силуэт похож. Если ехать из Байтога дорога уходит с доворотом в право. Снизился еще больше и решил сделать еще круг для того чтобы попытаться хоть что-нибудь рассмотреть на поверхности земли. Бесполезно. На поверхности ничего не видно. Тьма.

Заложил еще круг, что бы пройти еще ниже, не проходя над дорогой. Столбы с проводами никто ведь не убрал. Результат такой же – совершенно ничего не видно. Еще немного поднабрал высоты, что бы поразмыслить в спокойной обстановке и вдруг опять резко начал дуть порывистый ветер и раскачивать параплан. Сила была не настолько большой как раньше, но весьма ощутимо.

Опять же летай не летай, а садиться ведь надо. Тем более с местом определился. Окружающий воздух активно сигнализирует: Пора, друг. Пора! Может быть и хуже!

В это момента заметил на дороге огни автомобиля. Ехал он, не торопясь и вдруг остановился. Мелькнула Мысль:» А вдруг Сергей? Не мог же он без меня уехать.». Стал кружить над авто. Какой марки и какие-то еще дополнительные характеристики не понятны. Ничего не видно темно. Опять же любой проезжающий мог услышать гул мотора, увидеть перемещающуюся в небе звездочку (налобный фонарь ведь горел) и остановиться поглазеть на «чудо».

Автомобиль немного постоял. Сдал назад метров на тридцать и перед ним высветился освещенный участок дороги. Длина участка метров пятьдесят восемьдесят, т.е. как раз для того что бы мне приземлиться. Тем более, там, где заканчивался свет, дорога по-прежнему шла прямо. Значит если немного ошибусь с точкой касания земли, то ничего страшного.

Делаю еще один круг над авто и захожу на посадку вдоль дороги. В этот момент автомобиль начинает медленно двигаться. Что за ерунда?! Значит это не Сергей? Видимо просто проезжий любопытничает. Подумалось: «Если перед медленно едущим автомобилем с небес плюхнется парапланерист, то ведь это не для слабонервный. Неподготовленный человек запросто, с перепуга, может нажать на газ и просто переехать возникшее из темноты приведение. Удачно приземлиться и быть задавленным на земле – перспектива мало приятная.

Принял решение садиться не на освещенную дорогу, а рядом на темное поле. Сделал еще круг, выровнялся параллельно дороги в сторону Ахин. Заглушил двигатель. Захожу на посадку.

Стало тихо. Только шелест ветра в стропах пароплана и впереди черная бездна. Присмотрелся к дороге машина похоже остановилась, но это теперь уже не важно. В последний момент решил сократить расстояние от места предполагаемой посадки до дороги (снарягу ведь все равно вытаскивать на дорогу. Хотя…). Снижение происходило комфортно, без тряски. Всматривался вниз, чтобы хоть что-то разглядеть и вдруг внизу увидел силуэты огромный кустов. Резко взял влево, а потом вправо. Выровнял пароплан, инстинктивно, хотя поверхности земли не было видно (потому что при посадке надо это делать), затянул клеванты и мягко приземлился. Такое впечатление что при посадке меня кто-то придержал в воздухе, чтобы я случайно не оступился.

Радости от спасения не было границы. Отлично! Теперь хоть и один и в темноте, но на твердой земной поверхности, а не в воздухе, и это главное. В темноте через некоторое время глаза привыкли и стал кое что различать. Оказалось, что я приземлился как раз на небольшую поляну вдоль забора, отгораживавшего выпас. До забора было около четырех пяти метров, а справа примерно на таком же расстоянии виднелась стена высоченных кустов. Находясь в состоянии эйфории не стал снимать мотор, наощупь собрал в «розочку» пароплан, который упал на заграждение. В этом же состоянии аффекта подошел к кустам и сделал попытку выйти к дороге. Куда там! Не прошел и метра, как чаща стала непроходимая. Вернулся на поляну снял мотор и решил сходить на разведку налегке, а потом уже собирать имущество.

С трудом продрался через чащобу кустов и через пять семь минут выбрался на дорогу. В этот момент меня осветили фары машины. Авто остановилось и из него вышел Сергей. Наконец-то!

Его рассказ прошедших двух часов был весьма занимательным. Когда он выехал в Ахины меня уже нигде поблизости не было видно – улетел. Дорога была одна, он по ней и поехал, осматривая окрестности. Меня нигде не было видно. Когда уже стало смеркаться повстречались двое местных жителей на лошади. На вопрос: «Не пролетал ли здесь кто-нибудь?». Ответили, что видели недавно, направлялся вдоль дороги на Байтог. Значит направление правильное, можно ехать дальше. Вот только когда совсем стемнело, он озадачился вопросом: «Где же летун? Как его теперь разыскать?». В этот момент вдали показалась быстро перемещающаяся звезда справа по курсу (Вот в чем помог мне налобный фонарь). Остановился. Вышел из машины. Пригляделся, прислушался и понял, что звезда не только быстро перемещается, но еще и гудит как парамотор. Значит нашел.

Рисунок 1 Схема ночного полета

Проехал немного вперед, перевалив за пригорок, и, выбрав прямой участок дороги, остановился. Постоял, послушал – жужжание паромотора. «Звездочка» далеко не улетала кружилась вокруг и видимо готовилась к посадке, т.к. периодически затихала как бы определяясь с местом приземления. И здесь ему пришла мысль: «А не помочь ли пилоту? Длина освещенной части дороги невелика. Может быть ее удлинить? Буду двигаться медленно по дороге и освещать ее, а значит и освещенная посадочная полоса будет постоянно увеличиваться на скорость передвижения автомобиля. Скорость параплана однозначно будет больше скорости авто, вот он его обгонит и комфортно приземлиться на освещенную дорогу».

В теории все хорошо. Но вот то, что ветер дует на высоте, а значит он может дуть и ниже, и потому садиться нужно не по направлению движения машины, а против этого направления учесть невозможно, ведь на дороге ничего не говорило о ветре – тишина. Да и потом, если даже отбросить мои опасения о «нервном водителе», садиться в темноте, перед движущейся авто, не контролируя высоту полета (можно ведь и на крышу автомобиля приземлиться) – дополнительный напряг и с учетом всех произошедших приключений, делать это вряд ли целесообразно. Проехался он, не торопясь, по дороге. Никто не садится. Остановился. Вышел. Послушал. Стало тихо. Развернулся и поехал назад на поиски «карлсона». Не зря. Увидел прямо на дороге.

После встречи никаких проблем уже не было. Быстро нашли подъезд к оставленному параплану и парамотору. Быстро его разобрали, сложили и не торопясь в Иркутск.

В этом всем происшествии хотелось бы отметить, на будущее, что нужно заранее обговаривать возможные варианты дальнейшего взаимодействия. При совместном движение должен быть обязательный контроль подлинности автомобиля сопровождения. Похожих авто много, но нужно чтобы был именно тот. Как будет происходить посадка, если неожиданно стемнело, а местность незнакомая и быстрая посадка невозможна из-за сложности рельефа? В общем нужно проговорить несколько возможных вариантов развития событий для того, чтобы не потребовалась импровизация, которая может и подвести.

Так состоялся мой первый ночной полет на парамоторе. Все дальнейшие ночные взлеты и посадки (даже встреча в воздухе Нового 2016 года), были не столь экстремальными. Видимо потому, что они заранее планировались и готовились. Когда взлетал, то уже знал в каком месте будет посадка, что оно будет освещено автомобилем, а участок земли на который предполагается приземление ровный. Полная информация о месте приземления сильно успокаивает. Уже не решаешь задачу с множеством неизвестных, а занимаешься полетом.

В последующем, когда стал вспоминать и обдумывать череду событий того дня пришел к выводу, что помимо ангела—хранителя, в удачном завершении моего приключения поучаствовал, наверняка, еще и местный бурхан. (Видимо в знак благодарности за поправленное на сопке изображение.) Во-первых, подал мне знак, когда стал активно трепать параплан, что пора садиться – место хорошее. А м.б. заканчивались его владения начиналась вотчина другого духа и потому, чтобы не оставить без поддержки недальновидного человека – лучше его приземлить здесь. Опять же при приземлении вовремя подсказал затянут клеванты и просто поддержал перед самой землей и мягко поставил на поверхность, чтобы, случайно, чего не повредил. Во всяком случае я в это верю. На будущее хорошо почаще вспоминать русские народные сказки о том, что нужно дарить добро (делать добрые дела) и тогда оно к тебе обязательно вернется в трудную минуту.

Валерий Соснин

Веб-страница создана: 24.07.2017, изменена: 14.02.2018
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.