Ближайшие полеты: планируем, обсуждаем
Тема: Полёты 16-17 октября
Дата: | 13.10.2010 17:28 |
Автор: | ssj |
Показывать сообщения: Списком (новые в начале, новые в конце), Деревом
По Виндгуру ветерок не хилый прогнозируют. Восток, юго-восток. Порывы. Зато по Метеоновостям вроде всё хорошо. Направление то же, а сила ветра меньше.
Ну и какие предложения на выходные ?
То ЮЗ мучает, теперь Восток подкрался...
Среди новых полей - в Карлуке направление ближе к востоку, на ИАЗе есть такое направление (как-то уже тягались).
думаю поехать 17...
Если соберетесь на ИАЗ, то мы с Настей с вами - учиться :)
Завтра солнышко. Ветер - восток. Аэрологическая диаграмма говорит, что термички не будет. Врёт как всегда...
я поеду в любое место.... единственное уточнение - появлюсь в районе 3-х часов...
Что то мы давно не затягивались на поле на против, где "бурханят", если мне память не изменяет то там можно разложиться на В-ЮВ, только вот не помню, хватит ли теперь длинны поля. Поеду в любое место!
Слава, у этого поля есть несколько проблем при Восточном ветре:
1) трос можно растянуть только на 1 км
2) солнце очень рано уходит освещать обратную сторону склона, от которого мы оттягиваем пилотов, вместо того чтобы наоборот туда закидывать
3) склон имеет хороший уклон для подъёма воздуха, но при этом такое снижение склона очень плохо для солнечного прогрева после обеда
Давайте лучше завтра Карлук проведаем, а в воскресенье, при слабом ЮВ, ИАЗ должен быть неплох, со стороны южного старта.
Погода хороша; куда и когда?
В Карлук, к 13 -ти часам.
Отлично. Собираюсь, выезжаю...
Ю и ЮВ боковик на "Левом Карлуке" (290° / 110°) достал сегодня, да и погода из-за сильного ветра слабовата оказалась, хотя кто смог, покрутился на том что было.
Вечером я нашёл лучший вариант, сегодня бы там тянуться, на чистый ЮВ (340° / 160°).
"Правый Карлук" - лебёдку можно ставить прямо на дороге (трос 1500м).
Таким образом в Карлуке мы имеем теперь три поля для затяжки.
Но завтра я предлагаю всё же ИАЗ, который, если судить по прошлому воскресенью, сейчас стал работать даже в серенькую погоду.
Правый Карлук, чтобы не приедалось одно и тоже место, оставим на следующий выезд.
У меня ещё будут ученики, на ИАЗ собираюсь приехать пораньше, в 11 часов.
Подтягивайтесь.
Народ,почему про сегодняшний Карлук никто не написал?
Ветер был неудачный. Сильноват и боковат. Но полетать удалось. У меня было 894 м. Правда не сразу получилось. Сначала отцепка порвалась, потом другая отцепка отцепляться не захотела.
ИАЗ интересен, лишь бы погода не подвела.
Значит - ИАЗ. Собираюсь, выезжаю.
Кажется зима подкрадывается уже основательно. Постепенно всё затянуло пеленой, холодно.
Прогноз совсем не оправдался, какой-то хиленький СЗ вместо ЮВ...
Неспешно тянемся, в первой затяжке Слава Хвалёв даже немного покрутился в соплях, но дальше становится совсем глухо.
Ветер меняет направление окончательно, с небольшими тросовыми заморочками переставляемся, штилеет окончательно и тут, как гром средь ясного неба, Степаныч срывает при старте крыло...
На этой грустной ноте собираемся домой.
Тему надо перенести в "Безопасность полётов, разбор инцидентов", оказывается не всё так радужно в нашем "государстве".
Со Степанычем все в порядке? Без травм????
Прописал себе постельный режим на пару дней. Самочуств.удовл. Надеюсь обойтись без эскулапов.
Картинка вчерашнего л.п. - как я ее увидел: после нормального старта на высоте 2-3м резкое ощущение отсутствия тяги - и рефлексорно клеванты вниз, а в следующее мгновение -тягя! А я затянул клеванты , ну и конечно -сорвал в задний свал. Я думаю ,что петля троса задела рельеф и когда я приподнялся -отцепилась, а я в это время зажал клеванты. Все это происходит очень быстро и порой автоматические действия не на пользу делу.Считаю,что пилотам на старте такую ситуацию "проиграть" в голове надо,а я вот "сработал" только на сброс тяги.Такой вот вывод.
С позвоночником все Ок? Степаныч, сделай снимок, мало ли что...
Миша, больше похоже на хороший ушиб спины и немного задеты "старые раны"- полежу пару дней -там виднее будет.От фото пока отказался- смотрю старые , а они малофотогиеничны!
Давайте попробуем вспомнить хронологию этого события. Дул боковичёк, но когда стартовал Степаныч, был практически штиль. Крыло вышло хорошо, но было ещё не над головой, но Степаныч уже сел в подвеску, крыло начало догонять, появилась просадка и что бы не удариться пятой точкой об землю, сильно затянул клеванты, подвеска практически шоркнула землю, я отвёл взгляд на смотчик, услышал всклик Славы Рядинского, поднял голову, увидел падающее крыло и практически одновременно услышал удар об землю. Мы подбежали, Степаныч тяжело дышал, но уже порывался встать, зная про его старые раны, мы попросили его ещё полежать, когда маленько отлежался и сам перекатился на каримат, у меня появилась надежда, что последствия будут не столь серьёзные. Когда отстёгивали параплан от подвески, Саша Немировский заметил, что триммера затянуты!!!
Мои личные выводы из за чего случилось ЛП:
1. Из- за затянутых триммеров.
2. Был штиль.
3. Рано сел в подвеску, когда крыло было ещё недовыведено.
4. Не вовремя отпущенные клеванты, я этого момента не видел, но думаю если бы клеванты были бы отданы вверх сразу после того как подвеска чуть не коснулась земли то ЛП могло бы и не произойти, правда я в этом не уверен, ведь триммера были затянуты, а угол атаки уже был очень большим.
К чему я это всё написал? Что бы самому проанализировать и предостеречь других пилотов от ошибок на старте. Сейчас я думаю, если бы Степаныч не зажал так сильно клеванты то мог бы удариться пятой точкой об планету, а тут ещё не известно, что хуже. Может кому будет интересно проследить последовательность моих действий при старте на лебёдке:1) стараюсь тщательно подготовится к старту, проверяю застёгнуты ли ножные обхваты, грудная перемычка, не перекручены ли между собой акселератор с подножкой, не запутаны ли клеванты вокруг свободных концов, поднимаю крыло и смотрю нет ли завязок на стропах, включены ли приборы. 2) во время старта я не жду максимальной тяги лебёдки, а вывожу крыло над головой и бегу стараясь посмотреть всё ли нормально с парапланом, как только происходит отрыв от земли сразу отдаю клеванты вверх, до блочков. Почему не жду максимальной тяги? Да потому что, если вдруг будет какой то косяк с парапланом то у меня будет маленький запас времени, или исправить его, или уронить крыло не оторвавшись от земли, особенно это актуально при боковике или попутном ветре. Так же стараюсь перед подъёмом купола проконтролировать одинаковое натяжение А-рядов, что бы крыло вышло ровно. При боковике, маленько по другому подымаю, но это лучше показать, чем рассказать. 3) во время затяжки, клеванты находятся в самом верхнем положении, стараюсь подруливать весом и минимально клевантой, как только вернулся на нужный курс, клеванту возвращаю в исходное положение. Не вдаваясь в подробности аэродинамики, в которой я не силён, надо запомнить, что на лебёдке сорвать крыло значительно проще, чем в свободном полёте!!!
Для тех кто не может быстро бежать, или не хочет, стартовать желательно дождавшись встречного ветра. Для тех кому мало тяги, побегайте с поднятым крылом по полю и поймёте, что крыло сначало нужно вывести над головой, разбежаться, оторваться от земли, пролететь какое то расстояние, а уже потом усаживаться в подвеску, если всё сделать правильно то можно стартануть с минимальной тягой.
Это моё личное мнение, может я что то упустил или делаю не правильно, а может не так понимаю процесс затяжки. Хотелось бы услышать мнения других пилотов, как вы это делаете, может у кого есть свои секреты или какие то ритуалы, делитесь не стесняйтесь!
Сегодня Степаныч таки съездил в травмпункт. Сказали, что осложнение страрых болячек, вызванные сиим падением...покой...еще раз покой...и таблетки.
Новость не очень хорошая, но и не плохая, могло быть хуже. Будем надеяться, что к следующему сезону, Степаныч полностью восстановится, так что Степаныч, давай лечись, набирайся сил, мы за тебя переживаем и желаем скорейшего выздоровления!!!
Погода во время затяжки была штилевая, пасмурно без термички. Всё было как обычно, штатно.
Дал предварительную натяжку, из-за штиля дуги троса не было. Единственно возможное препятствие тросу (зацеп) могло быть в лощине между стартом и лебёдкой (кустик, кости животных, жёсткая сухая трава), но в принципе, предварительная натяжка троса с нагрузкой до 100 бар (60 кг), должна устранить любой незначительный зацеп. Дал стартовую команду "Поехали", установил тягу 180 бар ( или 120 кг - Степаныч сам весит больше 100 кг, штиль, перегруженное крыло 30 кв.м). Всё шло как обычно, симметричный подъём крыла, и тут же уход вниз правой консоли.
Падения тяги на манометре не было, команды стоп со старта тоже не было, но начавшееся вращение крыла в вертикальной плоскости однозначно говорило, что крыло сорвано - я сразу сбросил тягу, пока высота отрыва была ещё незначительная...
Да, забыл итог подвести.
ИМХО, крыло на момент дачи тяги отрыва не вышло в нормальный режим обтекания.
Проблема пилота, т.е. факторы усугубившие нормальный вывод крыла:
1) штиль - замедление нормального наполнения оболочки
2) затянутые триммера - замедление вывода крыла
3) передний старт - визуальный контроль затруднён
4) затягивание клевант в момент отрыва
Проблема оператора - рабочая тяга была дана сразу - при штилевом старте тягу необходимо растягивать по времени и нагрузке...
Выпускающему на старте внимательней контролировать ситуацию.
Всем -ЗДРАВСТВУЙТЕ!!! Вести от прихворавшего: вообщем все нормально- ушиб,некоторые явления ограничивающие подвижность,через недельку должны пройти,через пару -можно ходить в корсете -вроде все как всегда, но этот сезон уже придется закрыть! Большое спасибо всем за добрую помощь,все сделано нормально! Разбор Л,П, Слава сделал правильно: причин конечно несколько- штиль, а до того летали с встречным-поэтому определенный стереотип старта сохранен в голове, может недовывод крыла-здесь нужен взгляд со стороны, ну а причина резкой затяжки клевант- конечно приближающаяся к ж... поверхность-не хотелось пробовать ее на твердость! По- любому, считаю -ошибка пилота, действия на лебедках правильные. Какие можно дать рекомендации по предотвращению подобных Л.П.? Многое у нас , как и в армейских уставах, выверять приходится только на практике ,ценой своих ошибок. Наверное, нужно ввести в правило: несмотря на опыт и т.д. выпускающему делать краткий инструктаж (несколько фраз) о особенностях предстоящей затяжки- чтобы "взбодрить" пилота и заострить его внимание на особенностях, а то ведь мы порой "весь страх теряем", может я ошибаюсь? Мы же очень хотим долго и всегда приятственно общаться в нашем коллективе, несколько фраз на старте ,надеюсь, помогут пилоту. Ответственности с пилота это не снимает.
Держись Степаныч, десантура не сдается!
Степаныч держись , мы с тобой!!!
Степаныч поправляйся и в строй мы с тобой...
Вот ещё когда приезжали к нам летать я наверное не запомнил всех команд
передоваемые по рации и голосом хотелось бы расшифровку команд
почитать!
Игорь, команды у нас очень простые и по мойму, на данный момент они оптимальны. Когда пилот готов к старту, выпускающий на смотчике сообщает оператору лебёдки, что "пилот такой то к старту готов" и даёт команду "пошёл, пошёл", оператор лебёдки отвечает "даю натяжку", как только лишний тросс выбран говорит "поехали" и даёт необходимую тягу для старта. Если на старте происходит какой то "косяк", то выпускающий даёт команду оператору лебёдки "стоп, стоп, стоп", но обычно оператор раньше замечает и сбрасывает тягу. Ну вот вроде бы и все команды, если что то упустил, поправте.
Автор команды "Поехали" - Юрий Гагарин :) !
Повторяемые команды "Пошёл, пошёл, пошёл" и "Стоп, стоп, стоп" - это из опыта буксировок московского Вектора...
В Москве нет команды "Даю натяжку", т.к. поле в Кончинке совпадает с направлением ветра и обычно нет тросовой дуги при возврате троса, вдобавок они используют более скоростной смотчик "Гепард" (20 м/с), который быстро выбирает лишнюю слабину троса ещё в воздухе. У нас же очень часто присутствует боковик, уводящий трос в сторону.
Также из нашего опыта, команда "Даю натяжку" появилась после травмы Вани - мы увеличили до 30 м длину поводка (в Кончинке 10 м), к которому цепляется пилот, а т.к. смотчик иногда перетягивает трос больше чем надо к себе, приходится эту "перетяжку" предварительно убирать.
Наземные команды понятны,а вот действия пилота и команды передоваемые им?
это сейчас термичка проще а весной на полной тяге я думаю отцеп сложнее
и клеванту просто бросать?Проще пилоту по рации предупредить о намерении.
Пытаюсь расшифровать твой вопрос - спрашиваешь, как может общаться пилот при старте ?...
...а никак, ему не до этого..
Если во время затяжки, ему тоже не до балагурства. Если есть поток, то отцеп происходит без всяких докладов, гидравлической лебёдке это "по-барабану".
Пилот может попросить оператора сделать, например, "Натяжку", "Полочку", "Медленней старт" или ещё чего надумает, но это общение происходит до старта.
Я говорил об отцепе пилота от буксировочной системе при полном наборе данной
высоты, о сбросе тяги при отцепе по крайней мере весной - она не загорами.
Обычно никто не просит специально сбрасывать тягу перед отцепом, это чаще делает сам оператор, но если есть такое желание, то оператор даёт пилоту команду "Сбрасываю тягу", если пилот не отцепляется, то ему говорят "Хватит, отцеп".
А вообще, особой разницы в условиях буксировки нет - весна ли это, лето или осень.